Коммунизм нового времени
Шеринговая экономика охватывает все больше новых отраслей и умы потребителей, в том числе в России. Однако привести к снижению объемов выпуска важных для домохозяйств товаров совместные формы потребления в обозримом будущем вряд ли смогут
Несколько семей в одной квартире, минимум личной одежды, посуды, минимум бытовой техники на общей кухне, на полу — доставшиеся в наследство от неизвестного ребенка игрушки, мобильный телефон, взятый в аренду, каршеринговый автомобиль и райдшеринговый самокат на улице в нескольких кварталах от дома, на ужин — купленные со скидкой в ресторане или супермаркете нераспроданные в течение дня продукты — такие картины будущего рисует воображение при размышлениях о тотальной победе экономики шеринга. В последнее время этот рынок увеличивается на десятки процентов в год, в первую очередь благодаря технологическим платформам и приложениям, с помощью которых можно пользоваться различными вещами, обмениваться ими, брать и сдавать в аренду. Цифровизация вывела совместное потребление на совершенно новый уровень. Но до какого предела может вырасти экономика шеринга? Полное обобществление — это наше недалекое будущее или антиутопия, которая никогда не станет реальностью?
За 2 года рынок совместного потребления увеличился почти вдвое
Ответ на эти вопросы связан с мотивацией потребителей: мы имеем дело с принципиальной сменой потребительской модели в связи с распространением в обществе идей антиконсьюмеризма, потребительской ответственности, борьбой за экологию и устойчивое развитие или шеринг — это культура бедности, когда из-за нехватки средств желанную вещь можно только получить в пользование?
Анализ динамики шеринговой экономики и конкретных кейсов, предложенный нами в этой подборке статей, показывает, что шеринг — просто один из сценариев потребительского поведения, который никак не отменяет владение собственностью. То есть сокращать производство автомобилей, вечерних платьев и строительство бизнес-центров пока не стоит. К тому же сами производители товаров решили оседлать эту новую рыночную нишу и заработать на шеринге (сдача в аренду с точки зрения удельной прибыли оказалась выгоднее, чем продажа продукта). Пока производители не видят тотальной угрозы своим производственным планам от шеринга, а значит, и существующему экономическому укладу.
Что касается мотивации потребителей, то она носит смешанный характер. Использование вещей, жилья, автомобилей в шеринг может быть продиктовано как экономией, так и нежеланием обременять свою жизнь лишними вещами при наличии финансовой возможности эту вещь приобрести в собственность или одержимостью идеями защиты окружающей среды. Правда, российские потребители, как и население других небогатых стран, психологически пока отдают предпочтение покупке вещей в собственность. Идеи антиконсьюмеризма, защиты экологии, развития шеринговой экономики (вплоть до модели безденежного обмена) психологически благоприятно воспринимаются европейцами — многие из них «наелись» собственностью, покупка новой вещи не вызывает эмоционального подъема, а вот перенаселенность территорий и очевидный дефицит ресурсов вызывают искреннюю озабоченность. Хотя экономический кризис и снижение уровня жизни, прежде всего молодого поколения европейцев, которое не застало «потребительский рай», как и у нас, приводят к тотальной экономии и использованию вещей в шеринг.
В России модные тренды совместного потребления коснулись прежде всего активных жителей двух столиц — Москвы и Санкт-Петербурга. Если верить замерам компании РАЭК и «ТИАР-Центра», объем трансакций на рынке шеринга в 2019 году вырос на 50% по сравнению с 2018-м и достиг 769,5 млрд рублей. В 2018 году рост составил 30%. В 2019-м объем трансакций в шеринговой экономике достиг 4,4% общей емкости рынка непродовольственных товаров, оцениваемого Росстатом в 17,5 трлн рублей. Максимально долю шеринговой экономики к 2025 году специалисты оценивают в 7–10% (такова ее доля в наиболее развитых в этом смысле отраслях в Европе). По нашим оценкам, эта цифра выглядит завышенной, разве что подобная доля отраслевых потребительских расходов на шеринг будет касаться наиболее динамично развивающейся отрасли — каршеринга, по которому Москва уже мировой лидер.
Каршеринг — основное направление развития шеринговой экономики
Фото: Zuma\tass
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl