Книги недели

ЭкспертСтиль жизни

Книги

Вячеслав Суриков

История: Не Толстой

Миропольский Дмитрий. 1916. Война и Мир. — М.: АСТ, 2018. — 480 с. Тираж 10 000 экз.

По версии Миропольского, поэт Маяковский был тем самым человеком, который сталкивал труп Григория Распутина в полынью. Случайно вышло. Решил молодой и очень пылкий возлюбленный покатать Лилю Брик на автомобиле, и надо же такому случиться: именно в этот момент организованная группа преступных аристократов вершила расправу над Григорием Распутиным. Сидя за рулем автомобиля, Маяковский, на свое несчастье, сбивает не кого-нибудь, а Феликса Юсупова, уже успевшего совершить роковой выстрел. Убийцы долго решают: покончить заодно еще и с поэтом или все-таки устроить дело как-то иначе. Жизнь Маяковского висела на волоске. Но к счастью, в этот раз все обошлось.

Феликс Юсупов и Владимир Маяковский — главные герои книги Миропольского — разошлись хоть и не миром, но оставшись после судьбоносной встречи в живых. Бльшую часть повествования сюжетные линии, с ними связанные, развиваются параллельно, и ничто не предвещает, что они пересекутся, — разве что оба блуждают на страницах одной и той же книги, а следовательно, по негласному закону выстраивания параллельных сюжетов рано или поздно должны встретиться. И это происходит — в писательском воображении, которому законы не писаны. На смерти Распутина Миропольский обрывает художественное повествование и перескакивает в жанр биографического очерка. Здесь он сдерживает свое воображение, но не до конца: в очерке, посвященном Лиле Брик, кинорежиссер Параджанов фигурирует как ее последний любовник. Приходится предположить: автору известно нечто такое, о чем мы до сих пор не подозревали. Возможно, у него есть эта необычайная способность воспринимать невидимые глазу обычного человека эмоциональные связи. Не случайно же он решается на описание эротической сцены между Маяковским и Брик. Но ведь у них же и в самом деле что-то было.

Литература: Схема для писателя

Марта Олдерсон. Создавая бестселлер. Шаг за шагом к захватывающему сюжету, сильной сцене и сильной композиции. — М: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 216 с.

Книга «Создавая бестселлер» в который раз предлагает поверить алгебру гармонией. Ее автор предлагает перед тем, как написать книгу, максимально четко представить себе ее структуру. Разумный совет, который адресован прежде всего писателям, следующим в своем творчестве путем расчетливого Сальери, но писателям стихийного моцартианского типа он тоже пошел бы впрок. Однако Олдерсон настаивает на том, что эту структуру нужно не только создать в своем воображении, но и нарисовать на бумаге.

Что же дальше? «Первая часть вашего произведения должна заканчиваться важным и напряженным эпизодом», — пишет Олдерсон, и опять с ней нельзя не согласиться, тем более что несколько страниц спустя она приводит пример такого эпизода из книги Билли Леттс «Там, где сердце»: «Новали и ее бойфренд едут в Калифорнию из Оклахомы. Новали нужно в туалет, и они уже останавливались по этой причине, и еще раз просить об этом будет вроде как слишком рано. Мочевой пузырь причиняет ей все больше дискомфорта и, в конце концов, боль». Что ж, в этом эпизоде напряжение и в самом деле чувствуется почти на физиологическом уровне.

Казалось бы, Олдерсон проговаривает очевидные вещи. Но зато, ознакомившись с ее трудом, ты понимаешь: если писатели именно так конструируют свои произведения, ты и сам можешь быть писателем. Единственное, что для этого нужно, — писать. Прекрасно, если у вас есть и вдохновение, и трудоспособность. Но если вдохновения нет, его всегда можно заменить рекомендуемым Олдерсон планом эпизодов. Да и читатель скорее всего пренебрежет вашими изысками, которыми вы собирались оснастить ваш текст. Главное, чтобы эпизоды были связаны друг с другом, а напряжение нарастало. Если вам удалось этого добиться, «кричите с самой высокой горы о том, что вы закончили книгу», — рекомендует Олдерсон. Наивная американская женщина.

Кино: Исповедь режиссера

Сидни Люмет. Как делается кино. — М: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 256 с.

Ценность книги в том, что автор делится реальным практическим опытом киносъемок. И практически с ходу заявляет: «Ход создания фильма — магия» и проверенных рецептов, которые гарантируют создание хорошего кино, не существует. Более того, он признает, что влияние режиссера на качество конечного продукта ограничено: «Я завишу от погоды, бюджета, от того, что исполнительница главной роли ела на завтрак, и в кого влюблен главный актер. Я завишу от дарований и причуд, настроений и эго, политических и личных предпочтений более сотни людей». Все, что ему остается, — «сделать так, чтобы каждый выдавал лучшее из того, на что он способен». Но и в этом случае режиссер не может дать даже самому себе какой-либо гарантии. В конце концов и он подвержен всевозможным влияниям и тоже может пребывать в различной эмоциональной и физической форме в процессе съемок фильма.

Люмет очень подробно описывает этот процесс со всеми нюансами и даже публикует выписки из документов, которые составляются на каждый день сьемки. Благодаря его записям, в которых, судя по интонации, он искренен и не собирается ничего скрывать от читателей, в нашем воображении воссоздается работа гигантской голливудской машины, которая создана для того, чтобы порождать те самые грезы, позволяющие человечеству переживать один эмоциональный опыт за другим. Работа с актерами, с оператором, с художником, со сценаристом — все это есть в книге Люмета. Каждый из них играет свою закадровую роль в создании фильма. Она может больше, может быть меньше, но Люмет каждому воздает должное. Ведь работа над фильмом, включая подготовку к съемкам, сами съемки, монтаж и прокат, — это тоже своего рода фильм, и здесь главную роль играет только один человек — режиссер. Люмет наслаждается этой ролью.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неон-киллер Неон-киллер

Евгения Крегжде поразила нас в самое сердце

Maxim
Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных

Археологи обнаружили в Португалии новые произведения палеолитического искусства

N+1
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое» Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое»

Актриса Мария Мацель — о том, как снимаются фильмы-сны

Ведомости
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
Зарплатно-гендерный вопрос Зарплатно-гендерный вопрос

Удовлетворенность размером зарплаты среди мужчин и женщин практически сравнялась

Ведомости
Оккульт-привет Оккульт-привет

Как сместить фокус внимания россиян с эзотерики?

Ведомости
Время раскручивать гайки Время раскручивать гайки

Трамп, санкции и ресурсы: началась новая игра политиков?

Ведомости
Замок Цецилиенхоф Замок Цецилиенхоф

Построенный в начале ХХ столетия Цецилиенхоф напоминает дворец Коттедж Петергофа

Дилетант
Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия

Чем груминг отличается от растления или домогательства?

Psychologies
Метаирония, провокация на грани фола и дружба с Ренатой Литвиновой. Чем известен дизайнер Демна Гвасалия Метаирония, провокация на грани фола и дружба с Ренатой Литвиновой. Чем известен дизайнер Демна Гвасалия

Как выходец из советской Грузии стал одним из самых известных дизайнеров

СНОБ
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов

Пошаговый план действий для родственников человека с зависимостью

Psychologies
Наедине с природой Наедине с природой

В этом доме идеальная для отдыха атмосфера размеренности и неторопливости

Идеи Вашего Дома
Хаотичный человек, стремящийся к системе Хаотичный человек, стремящийся к системе

Роман Евдокимов не из тех, кто бросает слова на ветер

OK!
Юбилейная партитура Юбилейная партитура

Музыкальному коллективу Теодора Курентзиса musicAeterna исполняется 20 лет

СНОБ
Рынок логистики вступил в полосу невезения Рынок логистики вступил в полосу невезения

Российская логистическая отрасль встревожена спадом активности клиентов

Монокль
Модный план на год Модный план на год

11 способов прокачать свой стиль

Добрые советы
Наполеоновские планы Наполеоновские планы

Консервы, производство свекольного сахара – это началось в Наполеоновскую эпоху

Вокруг света
Галилея 2000 лет назад Галилея 2000 лет назад

«Земля Галилейская» во времена Иисуса

Знание – сила
«Она была самой красивой девушкой на стадионе» «Она была самой красивой девушкой на стадионе»

Про любовь с первого взгляда Александра и Алеси Энберт

OK!
На лице написано На лице написано

Термин «кортизоловое лицо» будоражит просторы интернета. Что это такое?

Добрые советы
Пар над водой Пар над водой

Хаусбот, заметно отличающийся от всех остальных

Y Magazine
Итоги царствования Александра III Итоги царствования Александра III

Железный царь: как Александр III усилил Россию и избежал войн?

Знание – сила
Кто особенно склонен к изменам: 3 ключевые психологические черты, подталкивающие к неверности Кто особенно склонен к изменам: 3 ключевые психологические черты, подталкивающие к неверности

Почему некоторые люди изменяют, а другие — нет?

Psychologies
Открыть в приложении