Градообразующий овраг
В небольшом городе Выкса Нижегородской области при поддержке Объединенной металлургической компании с 2011 года проводится фестиваль городской культуры. Благодаря ему жизнь выксунцев преобразилась
Выксунский металлургический завод (ВМЗ), входящий в Объединенную металлургическую компанию (ОМК), — градообразующее предприятие для небольшого города Выкса с населением около 53 тыс. человек. На заводе работает почти 15 тыс. из них. Завод — современное предприятие, оснащенное самым передовым оборудованием, его сотрудники должны быть профессионалами, готовыми реализовать возможности, которые предоставляют высокие металлургические технологии. При этом понятно, что естественным кадровым резервом такого предприятия является местная молодежь. Между тем в городе существовал большой разрыв между возможностями профессионального роста, которые мог предоставить своим работником суперсовременный Выксунский завод, и тем, что мог предложить своим жителям город для того, чтобы молодые люди и приезжие специалисты хотели остаться в нем. В частности, здесь, как и во многих других малых городах России, было очень мало возможностей заняться чем-нибудь вне учебы и работы, чтобы развиваться как личность: стандартный набор спортивных секций, очень ограниченные возможности Дворца культуры для культурного досуга, краеведческий музей. И в 2011 году по инициативе связанного с ОМК БФ «ОМК-участие», работающего в Выксе с 2008 года, в городе открылся фестиваль «Арт-Овраг». О том, как благодаря ему в городе появились современные общественные и культурные пространства и почему жители Выксы в этом плане не чувствуют себя обделенными по сравнению с жителями мегаполисов, «Эксперту» рассказала директор благотворительного фонда «ОМК-участие» Юлия Мишина.
— Каковы мотивы, по которым акционеры компании решили развивать проект «Арт-Овраг» в Выксе?
— Фестиваль придумывался как «молодежное» событие, которое должно предложить молодежи альтернативу, дать новые возможности для того, чтобы можно было чем-то себя занять в свободное время после учебы и не подпасть под влияние алкоголя или наркотиков. Вот и возникла идея сначала некоего праздника, некоего зрелища, где главными зрителями будут молодые люди, который впоследствии эволюционировал в фестиваль городской культуры, мощное культурное явление, меняющее целый город. А жители сегодня, обладая преимуществами жизни в малом городе, имеют почти столичные возможности для культурной самореализации.
— Почему «Арт-Овраг»?
— Выкса — город более чем с двухсотлетней промышленной историей. Здесь очень живописный, особенно сейчас, центральный парк. Его заложили основатели завода — промышленники братья Баташевы еще в восемнадцатом веке. Парк начинается от усадьбы Баташевых-Шепелевых, объекта культурного наследия федерального значения, отреставрированного ОМК несколько лет назад. В парке несколько оврагов. И один из этих оврагов стал местом проведения главного мероприятия фестиваля. Такой живописный овраг, красивый. Поэтому «Арт-Овраг» не просто необычное название, а обусловленное местом, где это происходит. И вначале, скорее интуитивно, чем после долгих размышлений, было решено, что это будет современное искусство, что нужно к молодежи обращаться через граффити, через экстремальные виды спорта. Нужно было еще рассказать людям о том, что вообще такое бывает. И в самом начале это был фестиваль зрелищ, который просвещал, как-то развивал, показывал, расширял кругозор… И потом он уже менялся.
— Простите, современное искусство — это граффити, а экстремальные виды спорта?
— Это скейт, например, это BMX. В прошлом году в центральной части города открылся современный, очень востребованный в городе скейт-парк, построенный по самым последним требованиям, которые могут быть предъявлены к таким объектам. Если честно, не в каждом районе большого города такой найдется. Там можно кататься на скейтах и на подходит. Туда с шести утра мальчишки приходят заниматься. А первый скейт-парк был в более закрытом месте, в одном из оврагов парка. И у нас нет сомнений никаких, что толчок для развития этих видов спорта дал именно «Арт-Овраг», потому что кто еще привозил в город именитых спортсменов, даже членов олимпийской сборной по скейту? И конечно, это вдохновляет местных мальчишек и девчонок, у нас совершенно нет сомнений, что эти направления очень востребованы.
От зрелищ — к городской среде
— Вы сказали, что фестиваль менялся. Как именно?
— У нас сложился такой механизм организации фестиваля, что каждые три года появляется новый куратор. И с переменой кураторов менялось и направление фестиваля. Если первые три были, как я уже сказала, фестивалями-зрелищами, фестивалями, на которые привозили разных современных художников, создававших огромное количество граффити на городских стенах, то следующие три года новые кураторы посвятили совместному с жителями благоустройству общественных пространств. И девиз этого периода — «Выход к людям». Фестиваль делался уже с участием местного населения. Не просто привозились художники: вот, пожалуйста, познакомьтесь с их работами. А произошел разворот в сторону желаний и интересов выксунцев. Потому что стало понятно, что само пространство может диктовать то, чем в нем можно заниматься. И без его современного преображения ничего не произойдет. Тогда появились первые объекты, с одной стороны, современной городской среды, с другой — объекты, которые позволили людям реализовывать свои творческие возможности, свой потенциал.
— Приведите, пожалуйста, примеры.
— Сейчас в городе больше 90 объектов современного искусства. Большинство из них пока граффити, в которых не принимали напрямую участие жители города. Но на берегу одного из самых красивых наших прудов есть огромная лавка, похожая на ладью, называется «Выксунь вверх!»: с одной стороны, это объект современного искусства, с другой — место встречи людей, место досуга. Она была создана в соответствии с представлениями выксунцев.
И самый главный проект, который тогда был начат, — программа арт-дворов. Это то, чем мы по-настоящему гордимся. Люди, живущие в определенном дворе, собираются, определяют, чего бы им хотелось, чтобы в их дворе это появилось. Это в Москве практически в каждом дворе все благоустроено и прекрасно. В малых городах все не так. По крайней мере, пять лет назад в Выксе точно ничего подобного не было. И мы привлекли архитекторов из разных архитектурных бюро, которые помогли реализовать инициативы местных жителей. Самое главное — участие самих жителей: что должно быть построено и чем там должны люди заниматься, определяли они. И на почве этого проекта даже образовались организации местных сообществ. Для нас это очень важные изменения, потому что на местные сообщества мы можем опираться в других проектах.
2019 год, девятый фестиваль — апогей процесса, когда выксунцы стали не просто соавторами, а настоящими инициаторами. Например, одно из главных мероприятий прошлого фестиваля — открытие совершенно необычного и классного большого объекта уличного искусства. Называется «Бинарные часы». Они созданы по проекту местного жителя.
К тому же от фестиваля отпочковались несколько проектов, которые живут практически самостоятельно, независимо от фестиваля. Например, в городе сейчас есть «Арт-резиденция», существующая круглый год независимо от фестиваля.
— То есть художники уже приезжают туда сами по себе?
— Да! Художники приезжают со всего мира по приглашению кураторов, работают совершенно в разных стилях. На самом деле это, конечно же, резиденция фонда «ОМК-участие», которая поддерживается нами. Одно из условий пребывания в резиденции — организация выставки, мастер-классов и лекций для местного населения.
Одно из самых важных последствий «Арт-Оврага» — существующее в городе уже два года творческое пространство ExLibris и антикафе, интегрированное в усадебный комплекс. Такое вообще было бы невозможно лет пять назад представить, это сделано с использование фондов профсоюзной библиотеки, основанной почти 100 лет назад. Там с одной стороны библиотека, с другой — творческое пространство под разные мероприятия для молодых людей от 14 до 30 лет. И в прошлом году отмечено девять тысяч посещений. Для такого маленького города, для первого года существования этого пространства, мне кажется, выдающийся результат.
И самый, наверное, классный пример инициатив городских, возникших благодаря «Арт-Оврагу», — это то, что в этом году впервые в тендере на смену куратора участвовала концепция, предложенная самими горожанами. Такого вообще никогда не было. То, что местные люди высказывались в рамках какихто направлений отдельных, — это да. Но чтобы предложить целый фестиваль — такого еще не было. Они не стали победителями тендера, но в рабочую группу вошли.
И если говорить о каких-то реальных результатах, которые можно связать с «Арт-Оврагом», то у нас существенно за десять лет сократилась преступность несовершеннолетних, больше чем в четыре раза. И самое очевидное — рост туристического потока. Если в 2016 году это было порядка десяти тысяч человек, то уже в 2018-м, буквально через два года, это почти сорок тысяч человек. Это, понятно, событийный туризм по большей части. Но это и развитие инфраструктуры. В городе увеличилось число турагентств, ресторанов, кафе. В городском парке сегодня всегда многолюдно, постоянно проходят выставки и мероприятия для всей семьи в арт-пространстве, музее ВМЗ. «Арт-Овраг» дал толчок к развитию города. Уже два года подряд Выкса входит в число десяти моногородов с самыми комфортными условиями жизни, по оценке Фонда моногородов.
— Когда куратора меняют, с чем это связано? Вы стараетесь изменить концепцию? Или просто куратор устает?
— Развитие фестиваля — творческий процесс, и в какой-то момент возникает желание внести свежую творческую струю, немножко форматы преобразить. Естественно, мы даем общее направление: нам нужно провести мероприятие для такой-то целевой аудитории, с такими-то задачами, но какие методы, какие художественные силы будут привлечены — это решает куратор. Так получилось, что первая смена куратора произошла естественно — видимо, возникла какая-то усталость, какое-то внутреннее желание интуитивное меняться и от зрелищ к чему-то другому переходить. А потом творческий цикл кураторов в три года нам показался естественным. Тем более сейчас мы уже поняли, что это очень оправданно, потому что первые три года — зрелища, вторые три — благоустройство территории и третьи — это уже такой фестиваль руками жителей. Но это не означает, что сегодняшние кураторы не останутся на более долгий срок. Сейчас трудно загадывать.
Но мы все больше углубляемся в тему «фестиваль руками жителей». Сейчас, конечно, в связи с ограничениями из-за коронавируса очень трудно вообще что-то планировать, мы пока даже не решили, будет ли фестиваль в офлайн-режиме проводиться в этом году. Пока Выкса закрыта на карантин.
Город удивительных людей
— Каково финансирование этого проекта?
— По официальному отчету фонда, в прошлом году это около 31 миллиона рублей.
— Как вы оцениваете ре з ультаты своей деятельности?
— Сложный вопрос. Конечно же, когда мы говорим об итогах фестиваля в наших пресс-релизах, мы рассказываем о том, сколько людей посетило фестиваль, сколько приехало туристов, из каких городов, сколько мероприятий прошло, о премиях, которые собрали наши перформансы. Но при этом не могу сказать, что есть какие-то очень конкретные и измеримые KPI, которые мы перед собой ставим. То есть «сколько людей посетит фестиваль в этом году» или «сколько людей примет участие в организации фестиваля из местного населения», «сколько проектов будет инициировано местным населением» — таких четко измеряемых целей мы не ставим, честно скажу. Потому что цели, ради которых мы все это делаем: улучшение социокультурной среды, повышение возможностей для творческой самореализации города, — трудноизмеримы. Пока мы не пришли к уровню просветления, позволяющему ставить перед собой конкретные измеримые показатели собственной эффективности.
Если говорить об интересах бизнеса ОМК, то на ВМЗ строятся новые производства более чем с двумя с половиной тысячами современных рабочих мест, у предприятия есть постоянная потребность в высокопрофессиональных сотрудниках. И если для благотворительного фонда важнее социальные преобразования, повышение уровня культурного развития, то для компании интерес в том, чтобы люди приезжали сюда, оставались в городе, чтобы молодежь строила планы на жизнь в нем, — словом, были бы вполне счастливыми. Это, наверное, главные вещи. Я сама знаю случаи, когда люди, инженеры, решая, ехать ли им в Выксу на работу, вспоминали не про завод, а про «Арт-Овраг». Многие выксунцы сами гордятся фестивалем, своим городом. Наверное, когда число тех, кто приезжает жить в Выксу, будет больше числа тех, кто уезжает из нее (по разным причинам, в основном это студенты, едущие в мегаполисы за высшим образованием), мы будем очень рады. За последние годы есть явная тенденция к сокращению оттока людей из этого малого города.
— Вы довольны результатами проекта? Или еще чего-то хотите достичь?
— Даже смена кураторов говорит о том, что мы хотим еще чего-то достичь. Когда мы понимаем, что где-то мы достигли успехов, — значит, нам нужна новая подпитка для того, чтобы их развить и следовать дальше. Главные результаты фестиваля «в долгую» — то, что он несет городу мягкую инфраструктуру, новые общественные пространства, привлекает и создает дополнительную осмысленность жизни в Выксе. А еще за эти годы нам удалось разбудить в выксунцах желание изменить среду города, изменить себя.
— В ходе реализации проекта какие сложности возникали?
— В самом начале этот фестиваль позиционировался как фестиваль современного искусства, но как это может без сложностей проникнуть в небольшой город? Это и в большой город проникнуть без сложностей не сможет. Без сложностей восприятия населения. У жителей возникали вопросы: почему вы тут раскрашиваете граффити на доме, почему это важнее, чем утеплить дом, например? Но благоустройство в домах не задача благотворительного фонда. У нас даже акции вандализма были на первых фестивалях. Истории современного искусства сложны для восприятия. Один раз просто сожгли деревянную скульптуру: называлась она «Джинни». Но самое интересное, что потом сами горожане выступили в защиту объектов, порицая акты вандализма. А потом сам фестиваль преобразился. Сейчас он позиционируется как фестиваль городской культуры. Театр, и гастрономия, и детская программа. Все это понятно людям.
Кроме того, в Выксу сложновато добраться. Железнодорожная станция находится в сорока минутах езды. Так что если едешь на поезде, то это пять часов, а потом либо на такси, либо еще час на общественном транспорте. Из Москвы можно добраться на машине за шесть часов, а то и за восемь, в зависимости от пробок.
И надо сказать, что к большому наплыву туристов инфраструктура пока не готова. В пик туристический, то есть во время фестиваля, с размещением приезжих до сих пор есть проблемы. Но компания уже запланировала постройку еще одной гостиницы в рамках создания индустриально-туристического парка «Баташев», который будет построен в Выксе по инициативе ОМК.
Насколько я знаю, первоначально у местной администрации не было достаточного понимания наших целей. Сейчасто городская власть — это на сто процентов соорганизаторы фестиваля, разделяющие его ценности, цели, понимающие, какие результаты это приносит городу. Но такое взаимопонимание и согласие не возникло прямо с первого года. Не только население, но и местную власть надо было на свою сторону привлечь, чтобы в городе проект был хорошо воспринят. А сейчас мы говорим и о поддержке правительством Нижегородской области. Губернатор, министерство культуры области считают проект практически своим. Кстати говоря, администрация городского округа Выкса получила уже два гранта от Минстроя на благоустройство города: на первый была реконструирована набережная и часть городского парка, второй пойдет на благоустройство парка «Баташев». И мы уверены, что не последнюю роль в этом сыграл «Арт-Овраг», так как в заявках использовались эти наработки. Город стал известен не только за счет металлургического производства, но и за счет такого необычного мероприятия.
— Как будет развиваться ситуация в связи с пандемией?
— В этом году из-за коронавирусной пандемии наш фестиваль перешел в онлайн-формат. Тут про задачи очень трудно говорить, потому что они у нас преобразуются прямо в процессе. Если раньше у нас годы уходили на то, чтобы менять направление фестиваля и прочувствовать новые цели и вызовы, то сейчас на это уходят считаные дни или даже часы. Нынешний фестиваль существует в формате онлайн-платформы временного медиа, которая называется ГУЛ — «Город удивительных людей». Это временное медиа на период пандемии, вещающее из Выксы. Смысл в том, что вещание происходит из небольшого города, который на своем примере показывает, как можно сейчас жить, какие вопросы возникают у жителей. И это, конечно, не просто силами жителей делается. Привлекаются федеральные эксперты, начиная с психологов и заканчивая педагогами, которые показывают, чем занять детей, медиками, отвечающими на вопросы, связанные с эпидемией, с коронавирусом и так далее. Мы видим проблемы и тут же оперативно отвечаем на вызов времени. Сейчас мы действуем в совершенно новом для себя поле.
«Арт-Овраг» — проходящий с 2011 года по инициативе Фонда «ОМКучастие» и при поддержке Объединенной металлургической компании в Выксе Нижегородской области фестиваль городской культуры. Событие объединяет деятелей культуры и искусства со всей России и позволяет местным жителям реализовать собственные творческие проекты.
В рамках фестиваля только в прошлом году (при 23 тыс. зрителей) фонд организовал и реализовал следующие проекты в Выксе:
— открыт Индустриальный стрит арт-парк;
— открыт Павильон будущего в парке;
— открыт скейт-парк;
— заработали Бинарные часы по проекту выксунца;
— 275 участников десяти просветительских мероприятий в новом культурном пространстве Выксы ExLibris;
— 1100 человек приняли участие в экскурсиях по городу, ВМЗ и Выксунскому металлургическому заводу;
— социальная акция фонда — инклюзивный детский спектакль (артисты — выксунские дети), спектакль театра глухих детей «Пиано».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl