Единорог по-индийски
Платежный сервис и маркетплейс Paytm собрался на IPO, которое должно стать крупнейшим в Индии. Возможно, это последний шанс акционеров продать компанию, перед тем как у нее начнутся проблемы
Акционеры одобрили план выхода компании Paytm на биржу. В рамках этого плана незадолго перед IPO материнская компания — One97 Communications — привлечет порядка 20 млрд рупий, предложив пакеты акций институционалам. Потом экосистема и финтех Paytm проведет само IPO, где собирается привлечь 166 млрд рупий (2,23 млрд долларов). Из них 120 млрд рупий (1,61 млрд долларов) получит сразу, а остальное — если размещение будет встречено достаточным спросом. На последнем этапе акционеры будут продавать в рынок имеющиеся у них пакеты. В самой компании ожидают оценки рынком на уровне 24–30 млрд долларов за весь бизнес.
«Финансовый стартап, поддерживаемый Alibaba и SoftBank, в настоящее время оценивается в 16 миллиардов долларов. До конца месяца компания представит проспект с предположительным размещением в ноябре на биржах Индии. В первом полугодии 2021-го индийский рынок IPO показывает самую высокую активность с 2009 года, так что повышенный интерес к IPO Paytm будет, но спрос в большей степени будет зависеть от ее оценки на IPO», — отмечают в компании «Фридом финанс».
Оплатить можно все
Paytm — один из ведущих индийских игроков, оказывающих финансовые услуги. Компания имеет собственный платежный суперапп Paytm UPI на универсальной платформе UPI (Unified Payments Interface).
Как и многие подобные финтехи, Paytm все еще убыточен, хотя генерирует заметную выручку. За фискальный 2021 год она составила 31,86 млрд рупий (0,43 млрд долларов) против 35,4 млрд рупий годом ранее, снизившись на 10%. При этом и убыток стал меньше — 17,01 млрд рупий в фискальном 2021 году против 29,42 млрд рупий убытка в фискальном 2020-м.
Компанию основал в 2011 году Виджай Шекхар Шарма, вложивший в нее около двух миллионов долларов. Вначале это была платформа для предоплаты мобильной связи и спутникового телевидения. Позднее появилась возможность постоплаты и оплаты счетов, затем электронный кошелек, который быстро приняли как способ платежа Uber и Индийские железные дороги. Постепенно перечень покупок через Paytm расширился в значительном диапазоне — от билетов в парки развлечений и кинотеатры до бронирования авиарейсов и поездок на пригородных автобусах. Именно Paytm совершила переворот на индийском платежном рынке, показав простоту безналичной оплаты, и на какое-то время стала монополистом на рынке электронных кошельков.
В 2016 году появилась оплата с помощью QR-кода, а число скачиваний приложения значительно перевалило за отметку сто миллионов. В 2017 году у компании появился сервис Paytm Gold, позволяющий покупать золото на сумму от одной рупии: напомним, в Индии оно традиционно является важным средством сбережения, а индийские домохозяйства накопили 25 тысяч тонн этого металла.
Параллельно появился Paytm Payments Bank. Позднее стартовало приложение Business with Paytm, позволяющее проводить транзакции предпринимателям, база которых сейчас превысила 17 млн человек.
Но и на этом компания останавливаться не стала, начав заниматься всем понемногу. Так появился, например, накопительный продукт Paytm Gold Savings Plan. В партнерстве с AGTech Holdings, принадлежащей Alibaba Group, стартовала платформа мобильного гейминга Gamepind (после ребрендинга в июне 2019 года получила название Paytm First Games).
Подразделение Alibaba Paytm отдельно взялось за «финансово недостаточно обслуживаемых и необслуживаемых» людей в Индии (категория subprime) и решило выделить на их кредитование около 1,4 млрд долларов в течение трех лет.
В июле 2020 года на фоне пандемии был начат еще один совместный проект, на этот раз с Tata Starbucks по онлайн-заказу еды. Paytm также приобрела страховщика Raheja QBE General Insurance и запустила собственные брокерские услуги.
Фактически у Paytm за период ее развития и становления произошел некоторый «дрифт» бизнес-модели от платежного сервиса к маркетплейсу и экосистеме. «Paytm — крупнейшая в Индии платформа для мобильных платежей, электронных кошельков и коммерции. Хотя Paytm была запущена как платформа для пополнения баланса, впоследствии она изменила свою бизнес-модель на рыночную площадку (маркетплейс. — “Эксперт”) и модель виртуального банка», — подчеркивают в «Фридом финанс».
Если присмотреться внимательнее к построению маркетплейса, можно увидеть явное желание Paytm повторить успех Amazon. Paytm зазывает продавцов, особенно малый бизнес, на свою площадку, обещая простоту развертывания магазина, огромную аудиторию в миллионы покупателей, а также удобный менеджмент витрины и мультиканальные продажи. «Просто зарегистрируйтесь, загрузите каталог товаров и начинайте продавать», —подбадривают на сайте компании. Это роднит ее с Amazon и Shopify.
Статей дохода у Paytm множество. Сейчас компания зарабатывает на следующих продуктах: торговая площадка Paytm Mall (мобильная торговая площадка для покупки и продажи товаров, аналоги — «Авито» или eBay), услуги пополнения баланса, платежи по счетам и прочие платежные решения, электронный кошелек, Digital Gold (сервис, позволяющий пользователям Paytm покупать, продавать и хранить цифровое золото) и Paytm Bank (позволяет клиентам оплачивать коммунальные услуги, а также покупать страховые, инвестиционные и кредитные продукты со специального сберегательного счета).
Кроме того, деньги приносят комиссии с продавцов за продажу товаров, депонирование средств в банках и получение процентов за пополнение баланса и перекрестные продажи финансовых услуг. Компания также взимает комиссии за снятие средств через банкоматы, проверку баланса, запросы на смену ПИН-кода и СМС-оповещение.
Но расходы все еще остаются выше доходов, хотя Paytm героически пытается их сокращать, обещая инвесторам прибыль уже в 2022 году. Как и прочие подобные финтехи, Paytm активно инвестирует во взрывное расширение бизнеса. Плюс слишком дорогим удовольствием является маркетплейс — по крайней мере, известно, что в 2018 году именно он был основным генератором убытков, тогда как платежный сервис уже обеспечивал неплохой денежный поток.
Сокращение убытков в последнем финансовом году — прямое следствие жесткой экономии на привлечении новых клиентов, включая рекламу и маркетинг, сокращения кешбеков и вознаграждения работникам.
Управленческие маневры: маскируем китайцев
Перемены произошли также среди акционеров и в составе совета директоров. Виджай Шекхар Шарма сумел привлечь в состав акционеров мировых гигантов, сохранив за собой место исполнительного директора: крупнейшим мажоритарием сейчас является Alibaba Group, в число акционеров входит и вездесущий Уоррен Баффет (см. график). Однако китайские директора были заменены на выходцев из США и Индии. Нельзя сказать, что их «попросили на выход», скорее имела место ротация. Например, взамен ушедшего Цзина Сяндона из Ant Group пришел его коллега Дуглас Леман.
График: Кому принадлежит Paytm
В Индии финтех вообще находится под серьезным китайским влиянием. Гигант электронной коммерции Flipkart Group, несмотря на то что основным его владельцем (82,1%) является Walmart, интересен и китайцам, в частности Tencent (5,1%). Кроме того, китайцы вливали и вливают миллиарды долларов в перспективные индийские компании вроде Zomato (агрегатор ресторанов; тоже пока убыточен, но вовсю готовится к IPO) или Delhivery (сервис доставки).
Как объясняет аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын, перестановки в совете директоров Paytm связаны с возможными ограничениями бирж в отношении компаний с акционерами из КНР. «Сейчас такие компании предупреждают потенциальных акционеров о наличии китайских владельцев: ведь если на компании будут наложены американские санкции, инвесторы могут потерять средства. Тогда они могут предъявить судебные претензии биржам, андеррайтерам, американской Комиссии по ценным бумагам и биржам и вообще всем, у кого можно что-нибудь отсудить. Никому не хочется спонсировать политику санкций из собственного кармана», — указывает наиболее вероятные риски аналитик.
Впрочем, это не единственный риск для потенциального инвестора. Пандемия для Paytm оказалась одновременно и катализатором, и тормозом. С одной стороны, ограничительные меры стимулировали рост рынка, ведь больше людей стали использовать удаленные методы оплаты. С другой стороны, снижение оборота из-за тех же ограничительных мер, а главное, вынужденная экономия на рекламе и маркетинге уменьшили выручку бизнеса за прошлый год — очень тревожный звонок для развивающегося технологичного бизнеса.
Кроме того, как добавляют в «Фридом финанс», в среднесрочной перспективе серьезным риском может стать высокая конкуренция. Так, платежный сервис Paytm конкурирует с наличными — традиционным способом оплаты в Индии, а также другими международными способами оплаты, которые работают в этой стране, такими как PayPal или Alipay. Десятки крупных компаний и небольших стартапов, от Reliance Industries до Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Razorpay, запускают продукты на основе UPI и, по некоторым данным, Google Pay уже проводит в Индии больше транзакций на UPI, чем Paytm. А электронные кошельки, на которых Paytm так хорошо взлетел, в скором времени могут вообще уйти в прошлое за ненадобностью: переводить деньги через новые приложения куда удобнее.
Как маркетплейс Paytm тоже сталкивается с серьезнейшей конкуренцией — в Индии активен Amazon и местный игрок Flipkart Group. Правда, конкурентным преимуществом Paytm является его локализация и государственная поддержка — не имеющие таковой Amazon и Flipkart в последнее время сталкиваются с недовольством индийских властей и все новыми требованиями относительно того, как работать иностранцам.
Пожалуй, офлайн-торговля — единственный шанс для высокотехнологичной Paytm: наперегонки с конкурентами вроде Google Pay она убеждает все мелкие торговые точки, составляющие хаотичную розничную торговлю Индии, использовать ее приложение для приема платежей.
Есть и еще один момент. Совершенно неясно, какую оценку на IPO получит компания и по каким мультипликаторам она будет торговаться в дальнейшем. Инвесторы охотно покупают убыточные компании, когда те хотя бы демонстрируют высокие темпы роста выручки, однако у Paytm тут тоже проблемы.
«Средние и медианные мультипликаторы сейчас не помогают оценить единорогов, которые размещают акции на бирже. Инвесторы и андеррайтеры считают, что единороги — это уникальные объекты (действительно, в них ведь вложены сотни миллионов долларов) и аналогов у них нет, — объясняет Леонид Делицын. — Поэтому, к примеру, финтех-единорог Marqeta, который выпускает кредитные карты для гиг-воркеров (таксистов Uber, курьеров и прочих работников, выполняющих разовые заказы, то есть обслуживающих гиг-экономику. — “Эксперт”), месяц назад превратился в публичную компанию и торгуется с мультипликатором 40 к выручке. А финтех Affirm, американский лидер индустрии BNPL (buy now pay later — покупка в рассрочку, подробнее см. “AFFIRMация”, “Эксперт” № 16 за 2021 год), который провел IPO в январе этого года, торгуется с мультипликатором к выручке 23». Подчеркнем: именно к выручке — прибыли эти компании, как и Рaytm, пока не получают.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl