Деятельность Booking.com в России пока не будет ограничена

ЭкспертБизнес

Booking.com держит рынок

Деятельность Booking.com в России пока не будет ограничена, но попытки повлиять на работу сервиса свидетельствуют о нарастающем недовольстве российских компаний партнерством с этим сервисом. Тем не менее отказаться от работы с ним они не готовы

Лина Калянина, Вера Кузьмина

В конце мая Министерство культуры передало Федеральному агентству по туризму (Ростуризм) поручение разобраться, стоит ли ограничивать деятельность электронного сервиса бронирования Booking.com на территории России. Речь шла о том, чтобы ввести ограничения на бронирование на территории России через Booking.com номеров в российских гостиницах. То есть в случае введения подобного рода ограничений россияне смогли бы бронировать через сервис гостиницы в других странах, так же как иностранные гости имели бы возможность забронировать номера в наших гостиницах, находясь за рубежом. Но забронировать отель, находясь в России, уже было бы нельзя. Ограничение в первую очередь ударило бы по россиянам, которые в последние годы все больше предпочитают бронировать номера в обход туроператоров, что последним невыгодно.

Туроператоры и выдвинули инициативу ограничить работу Booking.com: в Минкультуры с таким предложением обратился руководитель туроператора «Свой ТС» Сергей Войтович, который предложил сделать это в качестве ответной меры на антироссийские санкции. Подобное ограничение некоторые отечественные туроператоры предлагали применить и к другим сервисам бронирования — TripAdviser и Airbnb. По мнению авторов инициативы, ограничение работы этих иностранных компаний, вступи оно в силу, позволило бы освободить место для альтернативных отечественных проектов — российских сервисов бронирования и тех же туроператоров.

Получив поручение Минкультуры, Ростуризм незамедлительно дал ответ — краткий, но емкий: ведомство не обладает компетенцией ограничивать деятельность сервиса и вообще против такой меры в отношении Booking.com, «поскольку он востребован российскими гражданами, которые активно пользуются его возможностями для организации самостоятельных турпоездок по стране и за рубеж».

Правила для всех

Ряд туроператоров считает, что с появлением Booking.com они потеряли значительную часть клиентов, а ограничение деятельности сервиса позволит им привлечь клиентов, прежде всего индивидуальных туристов. Однако эксперты считают это убеждение ошибочным. «Для туроператоров выигрыш от ограничения работы сервиса неоднозначен: те пользователи, которые привыкли к такой системе, просто перейдут на другие системы бронирования», — считает Алексей Мусакин, генеральный директор управляющей компании Cronwell Management.

С ним согласна и Елена Лысенкова, генеральный директор консалтинговой гостиничной компании Hospitality Income Consulting: «Туроператоры — инициаторы ограничения ничего не выиграют от этого. Люди уйдут на другие онлайн-платформы, потому что продукт туроператоров — определенного формата, который многим частным клиентам просто не нужен».

Вероятнее всего, потеря клиентов туроператорами связана с рядом факторов, а не с выходом на рынок одного конкретного игрока. «В России приход Booking.com совпал с активным развитием интернета и изменением структуры потребительских предпочтений. Бронировать гостиницы и покупать билеты у перевозчиков напрямую стало намного проще, поэтому необходимость в услугах туроператоров для частных клиентов отпала», — объясняет Елена Лысенкова.

Помимо Ростуризма против возможных ограничений выступает гостиничный сектор, у которого на бронирование номеров через Booking.com приходится, в зависимости от отеля, в среднем 20–60% всех онлайн-заказов, что довольно много. Генеральный директор гостиничного комплекса Brighton Игорь Глойдман говорит, что в объеме всего онлайн-бронирования в его отеле на Booking.com приходится 19% броней, и 8–10% общей стоимости продаж компания отдает Booking.com. По данным управляющей гостиничной компании Cronwell, в общей выручке от продаж номеров в гостиницах компании на Booking.com приходится 15–20%, в то время как другие сервисы бронирования суммарно дают 8–10%, собственные продажи индивидуальным туристам — 15%, собственные корпоративные продажи и туроператоры приносят в среднем по 30%.

Получается, что если типовая российская региональная гостиница в центре города имеет сто номеров, среднегодовую загрузку 60% и среднюю стоимость номера четыре тысячи рублей в сутки, то в год она зарабатывает 87,6 млн рублей. Из них 17,5 млн — через систему Booking. com. С учетом того, что средняя комиссия Booking.com составляет 15%, сам сервис зарабатывает на этой гостинице 2,6 млн рублей в год. Если, например, 200 таких типовых отелей в стране подключены к Booking.com, то ежегодно они платят сервису комиссионные в размере более полумиллиарда рублей. А если учесть гостиницы в столичных городах, где цены на размещение в несколько раз выше, то доходы Booking на российском рынке, скорее всего, составляют несколько миллиардов рублей в год.

Расходы отелей на Booking.com в последние два года увеличились из-за того, что они теперь вынуждены платить за Booking.com НДС в российскую казну: по итогам судебного разбирательства было принято решение, что компания оказывает услуги на территории РФ и обязана платить налог. Booking.com отказалась платить НДС, поэтому вместо нее налог платят гостиницы в размере 18% от суммы комиссионных, ведь для отелей выход из системы Booking. com чреват существенными потерями в доходах. Таким образом, российские отели совокупно платят за размещение в этой системе бронирования 17,5% от суммы заказа.

У других агрегаторов уровень комиссии такой же или выше, но не ниже 15%. Средняя комиссия у туроператоров 20%, при этом она может варьироваться в пределах 5–50% — наибольший процент туроператор берет с гостиниц, которым обеспечивает свыше 70% дохода. Величина комиссии Booking.com может увеличиться, если гостиница желает выйти в топ поисковика: у Booking.com есть специальная программа, в которой может принять участие только отель с хорошими отзывами гостей, конкурентной ценой на рынке, отличным качеством сервиса и детальным описанием на странице сервиса. Такой отель платит повышенную комиссию и поднимается на первые строчки в выдаче по поиску.

Условия работы отелей с Booking.com схожи во всем мире, но, например, у европейских отелей есть преимущества перед нашими в налогообложении. «При существующей ставке НДС в Европе 20– 21 процент в абсолютном большинстве стран ЕС для гостиниц действует специальный пониженный НДС — десять процентов. Поэтому оплата комиссии Booking.com для них не так болезненна, как для российских отелей», — говорит Алексей Мусакин. Тем не менее некоторые международные гостиницы в европейских странах ведут открытую борьбу с сервисом за снижение процента комиссии. Booking.com в этом вопросе лояльности не проявляет (как, впрочем, он не отреагировал на запрос российских отелей с просьбой снизить комиссию на 1–2% из-за необходимости платить здесь НДС за компанию). Добиться снижения комиссии удалось лишь считаным компаниям в мире, причем только через суд.

Прирост — за развивающимися рынками

Как же Booking.com удалось стать ключевым игроком на мировом сервисном рынке? История компании (Bookings nl. — Bookings B. V. — Booking.com) началась в 1996 году. В том же году, но чуть раньше, корпорация Microsoft запустила свой сайт для бронирования отелей и авиабилетов Expedia.com. И если Билла Гейтса побудили создать интернет-компанию хорошая интуиция и деловой опыт, которые позволили ему предвидеть, что с появлением интернета люди захотят сами бронировать номера и покупать билеты, то голландский студент Твенте Герт-Ян Бруинсма пришел к решению создать подобный сервис, опираясь на личный опыт: он планировал поездку в Будапешт и жаловался друзьям, что отель там придется бронировать вслепую, а это очень неудобно.

Первым делом Твенте начал обзванивать гостиницы с просьбой прислать обычной почтой фото номеров. Полученные карточки он сканировал и размещал на прототипе Booking.com — Bookings. nl. Будущий бизнесмен сделал ставку на три фактора: фотографии, описание на нескольких языках и несколько вариантов размещения в одном городе. Такого предложения на рынке тогда не было. Когда стали появляться другие подобные площадки, они конкурировали друг с другом, чтобы охватить большие гостиничные сети, а Bookings.nl, напротив, cтала фокусироваться на работе с небольшими отелями. Конкурировал сервис и ценой: если другие площадки по бронированию брали с отелей комиссию до 35%, то Bookings.nl — лишь 10–12%, при этом не нужно было вносить предоплату.

Переломным моментом для Bookings. nl стала продажа в 2005 году своего бизнеса компании Priceline Group за 135 млн долларов (на момент поглощения Priceline была крупным американским туристическим онлайн-агентством, которое торговало авиабилетами по системе Fortuna: клиент покупал билет без указания времени и названия перевозчика, зато полет мог обойтись ему вдвое дешевле). До этого, в 2004-м, Priceline купила британский сервис онлайн-бронирования Active Hotels, в базе которого было около 11 тыс. отелей. Несмотря на то что Active Hotels на тот момент был крупнее Bookings, именно последняя стала главным сервисом по бронированию. Джеффри Бойд, который в те годы был президентом Priceline, пояснил принятое решение тем, что у Bookings были привлекательные цены, контракты с гостиницами и обширная география работы, что в сумме обеспечивало компании хороший прирост.

Priceline Group в феврале этого года сменила название на Booking Holdings. Помимо Priceline.com и Booking.com ей принадлежат сервисы Agoda, Kayak, Cheapflights, Rentalcars, Momondo, Mundi и Opentable.

Сегодня Booking.com — торговая интернет-компания, крупнейший сайт по подбору и бронированию как гостиничного, так и частного жилья. В ее базе отели, апартаменты, хостелы, дома, виллы и даже квартиры. Согласно данным сайта Booking.com, на нем представлено 1,8 млн объектов размещения в 226 странах. Именно большой охват по всему миру обеспечил сервису лидерство в бронировании жилья. Помимо этого фактора успех компании приносят и маркетинговые усилия — в частности, ей удалось сформировать у потребителя убеждение, что через сайт Booking. com бронировать дешевле. «На самом деле это не совсем так: если на Booking. com дается скидка на проживание, а на сайте гостиницы нет, то гость, скорее всего, получит ту же скидку и даже большую, если свяжется с гостиницей напрямую», — поясняет Игорь Глойдман. Помимо основной функции — аренды жилья — Booking.com начал предлагать услуги по организации трансферов, заказу столика в кафе или билетов на самолет, но здесь сервис выступает в качестве электронной площадки для других целевых агрегаторов, с которыми сотрудничает по аутсорсингу.

История развития компании свидетельствует, что ей удалось вырасти до мирового лидера благодаря тактически успешному решению занимать свободные рыночные ниши — это позволило сервису наращивать базу отельеров, выходить в новые страны и, как следствие, массово привлекать новых гостей. Дальше Booking.com сделала ставку на простое, но удобное оформление сайта, многочисленные фото и подробные описания объектов. Нельзя сказать, что сейчас компания выигрывает ценовой политикой, но пока что величина комиссии не превышает комиссионные у конкурентов и ниже, чем у туроператоров.

По данным Yahoo! Finance, в 2017 году выручка Booking.com достигла 12,7 млрд долларов, чистая прибыль составила 2,3 млрд долларов; капитализация, по данным Nasdaq, в конце мая 2018-го превысила сто миллиардов долларов. Для сравнения: у ближайшего публичного конкурента Expedia.com выручка по итогам 2017 года составила десять миллиардов долларов, чистая прибыль — 378 млн долларов, а капитализация — 17 млрд долларов (капитализация непубличного конкурента Booking.com — компании Airbnb — оценивается в 31 млрд долларов). За последнее десятилетие акции Booking.com на бирже Nasdaq подорожали на 1500%. Хотя сегодня компания демонстрирует не самые быстрые темпы роста выручки (см. график), аналитики позитивно оценивают ее перспективы на рынке в ближайшем будущем. В частности, активно растущий конкурент — компания Airbnb, деятельность которой в основном сосредоточена на объявлениях об аренде частного жилья, — объявила о росте бизнеса за прошлый год на 50%. Но Booking.com не отстает и активно наращивает присутствие в сегменте арендного рынка, связанного с проживанием за пределами традиционной гостиничной индустрии, и уже имеет сравнимую с Airbnb базу предложений. По мнению финансовых аналитиков, в ближайшие годы успеху таких сервисов, как Booking.com, будет способствовать продолжающийся рост онлайн-бронирования в туриндустрии, особенно в развивающихся странах, где этот тренд только набирает обороты. С учетом того, что Booking.com уже присутствует во многих странах, компания имеет конкурентные преимущества в оперативном предоставлении услуг потребителям.

Незаменимых нет?

Booking.com для гостиниц России, как для многих других стран, остается основным сервисом по бронированию номеров. Например, в России работают другие сервисы, такие как «Островок. ру», Hotels.ru, Agoda, но они по объему бронирования серьезно уступают Booking.com. «Наша сеть хостелов пользуется и другими электронными сервисами бронирования, но все они вместе взятые не дают такого объема бронирований, как Booking.com. У нас на онлайн-бронирование через Booking. com приходится 30–40 процентов заказов», — комментирует Юлия Целыковская, региональный директор по продажам и маркетингу Netizen Group.

Как правило, отели в своей маркетинговой политике пытаются убить двух зайцев: сохранить свое присутствие в системе бронирования Booking.com, но в то же время иметь возможность вести гибкую ценовую политику по отношению к лояльным клиентам. Просто поставить цены меньше, чем у Booking.com, гостиницы не могут — это одно из главных условий попадания в систему. Сервис ежедневно в автоматическом режиме проверяет соответствие заявленной для Booking.com цены с прайсом гостиницы. За нарушение правила гостинице грозит штраф и отстранение от работы с сервисом на полтора месяца, поэтому снижать цены не лучший способ искать гостей. Интересный пример того, как эффективно привлекать клиентов, оставаясь в рамках правил сервиса, продемонстрировала сеть гостиниц Accor Hotels. Она предлагает легкую систему бронирования для лояльных клиентов: при наличии регистрации в программе лояльности клиент заходит в личный кабинет, где получает скидку десять процентов. Причем клиентам предлагается быстрая регистрация через социальные сети, в результате чего отели получают много дополнительной информации о госте: его интересах, занятости, путешествиях, предпочтениях. Более того, Accor Hotels начала предлагать эту систему бронирования и другим гостиничным компаниям, не входящим в сеть Accor. Таким образом компания расширяет предложение объектов проживания и привлекает к своей системе бронирования новых потенциальных клиентов. То есть создает свой Booking.com.

В целом с точки зрения выгоды для гостя эксперты считают более предпочтительным бронировать номера у гостиниц напрямую, а Booking.com использовать как поисковую систему, потому что в случае отмены брони или изменения дат поездки проще договориться с гостиницей, а сделать это через Booking. com гораздо труднее.

По данным компании, ежедневно через сервис бронируют более полутора миллионов номеро-ночей. Booking. com не предоставляет сведений, сколько российских потребителей совершает бронирование через ее систему. Но по косвенным данным можно судить о важности российского рынка для компании: согласно данным SimilarWeb за апрель 2018 года, на сайте Booking.com было зафиксировано 420,5 млн заходов. Наибольшая доля трафика — 7,49% — приходится на Россию, поэтому ограничение на работу в нашей стране может оказать существенное влияние на бизнес Booking.com. Сама компания пока занимает выжидательную позицию и никак не комментирует происходящее.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

За свое здоровье население платит не меньше государства За свое здоровье население платит не меньше государства

В 2022 году рост спроса на платные медицинские услуги замедлился

Эксперт
Кубок «Америки»: мифы, времена и люди Кубок «Америки»: мифы, времена и люди

Как и благодаря кому Кубок «Америки» обрел свой уникальный статус?

Y Magazine
Овечий сыр в промышленных масштабах Овечий сыр в промышленных масштабах

Компания «Рота-Агро» инвестирует в строительство нового завода 2 млрд руб.

Агроинвестор
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
За и против За и против

Друзья и враги Симона Петлюры иногда переходили из одного стана в другой

Дилетант
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Что такое русский модерн? Что такое русский модерн?

Как русский модерн преломляется и выглядит в современных интерьерах наших дней?

Правила жизни
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа

Как с помощью перманентного макияжа можно преобразить ареолы груди

VOICE
3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию 3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию

Ключевые признаки, которые указывают на то, что у пациента развивается деменция

Psychologies
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Екатерина Великая в Москве Екатерина Великая в Москве

Екатерина Великая не любила Москву, но так ли всё однозначно?

Знание – сила
Необратимость: как вернуться к себе, пережив насилие Необратимость: как вернуться к себе, пережив насилие

Что делать, чтобы найти в себе силы жить дальше после пережитого насилия?

Psychologies
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
Зачем люди сидят на диете из мяса и зелени? Интересные факты о питании: стоит узнать! Зачем люди сидят на диете из мяса и зелени? Интересные факты о питании: стоит узнать!

Как комбинирование мяса с зеленью может помочь регулировать уровень сахара

ТехИнсайдер
Маржа на горошинах Маржа на горошинах

Аграрии переводят посевы нерентабельных зерновых на альтернативные культуры

Агроинвестор
Посол Советского Союза Посол Советского Союза

В истории были женщины, которые волею судьбы играли роль посла

Знание – сила
Евгений Сидихин: «Мне захотелось самому лететь...» Евгений Сидихин: «Мне захотелось самому лететь...»

Часто думаю, что то, чем я занимаюсь, не моя профессия

Коллекция. Караван историй
Что такое зависимость? Что такое зависимость?

Глава из книги психиатра-нарколога Марата Агиняна «Зависимость и ее человек»

Psychologies
Одному боту известно: как простейший софт помогает абитуриентам поступить Одному боту известно: как простейший софт помогает абитуриентам поступить

Как талантливые абитуриенты перегружают отечественные вузы летом?

Forbes
Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике

Глава из триллера Майка Омера «Странные игры» о тайнах психики

СНОБ
Нет пределов совершенству Нет пределов совершенству

Kalisa — стильная яхта, на которой можно ходить даже в шторм

Y Magazine
Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост? Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост?

Почему природа для каждого бобика придумала разные хвосты?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении