Бежать некуда: преступность побеждает государство
Как толерантность и давление на полицию привели к росту преступности и этническим войнам на улицах французских городов
Французский Дижон, столица Бургундии, на несколько дней стал полем боя для этнических группировок — чеченцев и выходцев из стран Магриба. Город пережил перестрелки, драки, погромы, ужас местных жителей и безмолвие полиции. Акции Black Lives Matter тут ни при чем. Сначала арабы избили чеченского подростка, а тот позвал своих — чеченская община во Франции обширна с конца 1990-х, когда страна с радостью принимала приезжих с российского Кавказа. Переселенцев из Алжира, Туниса, Марокко и других североафриканских регионов, конечно, больше. Так что битва удалась на славу. Все эти диаспоры контролируют не только улицы и молодежные банды, но также рынки наркотиков, оружия, проституции.
Отношение к мигрантам у французских силовиков, особенно в регионах, осторожное. Чеченцев не трогают как «политических». Чернокожих — в память о колониальном прошлом. Да и вообще связываться с улицей опасно. Так что этническая преступность растет год от года. Правда, французы статистику особенно не афишируют. Из соображений толерантности.
В 2013 году антрополог и журналист по образованию Лоран Обертон провел расследование и написал книгу о высокой преступности во Франции: «Заводной апельсин по-французски». Она вышла тиражом более 120 тыс. экземпляров и поместила автора на скамью подсудимых большого медийного суда. Обертон в одночасье стал белой вороной в мире прессы. Его обвинили в расизме, заявили, что он льет воду на мельницу Национального фронта, указав на статистическую связь между преступностью и иммиграцией, а также подвергнув сомнению принцип «гармоничного сосуществования» народов Франции.
Упоминавшаяся в «Заводном апельсине по-французски» медийная омерта была дальше проанализирована Обертоном в книге «Большой брат по-французски» (2015), а закончилась трилогия «Запрещенной Францией» (2018) — хроникой страны, которая исчезает под волной иммиграции. «Национальные СМИ объясняют мне, что моя книга радикальна, а люди говорят, что она умеренна», — заметил Обертон. Когда на Западе после смерти Джорджа Флойда начался кризис, а во Франции мигранты устроили хаос, невзирая на коронавирус и карантин, «Эксперт» связался с Лораном Обертоном, чтобы этот кризис обсудить.
— Недавно в Дижоне чуть не произошла настоящая война между чеченцами и арабами. Как вы смотрите на этнические столкновения во Франции?
— Это последствие разделения страны на племена: вооруженные общины противостоят друг другу и сводят счеты в сердцах французских городов, государство уже не знает, что делать… Примирение группировок, кстати, произошло не в суде, а в местной мечети! Очевидно, что такие ситуации становятся обычным явлением, особенно в контексте борьбы за контрабанду.
— Французская полиция начала высказывать недовольство: СМИ плывут по течению и говорят, как в США, о жестокости полиции. Правительство не поддерживает свои силы правопорядка, хотя они перегружены. Несколько раз полицейские устроили демонстрацию, вышли в детских масках, с плюшевыми игрушками, шариками и детскими песнями, чтобы раскритиковать полное отсутствие реализма в восприятии роли полиции.
— Кризис в силах правопорядка стар и глубок. Они являются фактически буферной зоной между народным гневом и элитами, они должны справляться с преступностью, хотя не получают помощи ни на юридическом уровне, ни от правительства. А теперь полицейские читают, смотрят СМИ и видят, как их осуждают, как будто они сами являются источником этой преступности. Но в любом случае французские полицейские и жандармы остаются верными властям.
— Во время карантина, вызванного пандемией COVID-19, было отмечено странное попустительство в пригородах больших городов, где молодые люди собирались как ни в чем не бывало, хотя в других местах француз мог быть наказан за одиночную прогулку на пляже или в горах. Не так давно после футбольного матча в пригороде Страсбурга одно выборное должностное лицо объяснило в эфире около поля, что «нельзя стигматизировать этих молодых людей», а перед этим один из этих молодых людей бросал в него камни. Власть боится связываться с некоторыми гражданами страны?
— Конечно. Наше руководство очень обеспокоено. Они боятся, что все общество вспыхнет. Но также понимает, что очень трудно контролировать ситуацию с помощью доктрины «не подливать масла в огонь». Другими словами, это доктрина подчинения улице. У полиции уже давно есть инструкции на этот счет. Эта логика ничего не решает, скорее наоборот. Чувство безнаказанности заставляет преступников идти еще дальше в противостоянии с государством.
— У французской полиции есть приказы не вмешиваться?
— Нельзя вызывать беспокойство «больше, чем первоначальное беспокойство». Это означает, что надо стараться не беспокоить тех, кто реагирует слишком резко. Поэтому мы позволяем бандитам заниматься своими городскими родео.
— Вы сказали, что руководство «очень обеспокоено». Но курс не меняет?
— Их система раздавлена собственной моралью. Любой, кто произносит реалистичную речь, будет немедленно казнен средствами массовой информации.
Спустя семь лет
— Плохое освещение (или полное его отсутствие) в СМИ многих ужасных преступлений заставило вас написать «Заводной апельсин по-французски». В какой степени эти преступления отражают состояние общества?
— Преступность всегда много говорит об обществе. Его способ справиться с ней, его степень гражданственности и сплоченности очень важны. Во Франции мы видим обрушение общественного капитала, трагические последствия массовой иммиграции и большой провал судебной системы. Я не просто рассматриваю отдельные факты — я подчеркиваю их драматическую статистическую эволюцию и отсутствие их освещения в СМИ на национальном уровне. Наша страна гордится гуманистическими ценностями, но оставляет своих сограждан один на один с варварством.
— Вы написали эту книгу более семи лет назад. Как развивалась ситуация в эти годы?
— Все еще ежедневная высокая преступность и никакого исправления ситуации. Мы притворяемся, что несколько сотен изнасилований в день — это нормально. Тысячи варварских нападений, десятки тысяч случаев воровства. Это никого не шокирует. Приговоры, даже для жестоких рецидивистов, никогда не соответствуют нормам закона, и осужденные никогда не отбывают свои наказания. Их чаще всего заменяют домашним арестом, ношением электронного браслета, судебным надзором и так далее. Сотни тысяч тюремных приговоров просто никогда не исполняются.
— Ухудшилась ли статистика после великой миграционной волны 2015–2016 годов, когда сотни тысяч мигрантов прибыли в Европу?
— Эта волна особенно затронула Германию, и рост преступности там, конечно, очевиден, несмотря на все попытки властей защититься. Такой же процесс и в Скандинавии, и на юге Европы.
Моральное соревнование
— Ваша книга многих шокировала. Вы даже работаете под псевдонимом, чтобы защитить свою семью. На каких медийных, юридических и политических уровнях вы сталкивались с трудностями при разработке, публикации и продвижении книги?
— Абсолютно во всех высших эшелонах общества, особенно в тех, которые имеют монополию на общественную жизнь, то есть в главных средствах массовой информации. Очень трудно сохранять аудиторию, когда у вас такие плохие новости. Во Франции разговор об отсутствии безопасности, а тем более о доле иммиграции в преступности, — это табу, которое принесет вам давление со стороны научных кругов, политиков и средств массовой информации. Многие журналисты и чиновники тщательно скрывают свое мнение. Трусость стала образом их жизни.
— «Антирасизм», «мультикультурализм», «гармоничное сосуществование»... Это наивная философия или здесь есть здравый политический расчет, за которым последует эволюция взглядов элиты?
— Я написал об этом книгу «Большой брат по-французски». Во Франции и на всем Западе происходит моральное соревнование между элитами: кто будет больше страдать от антирасистской вины. Кто будет самым решительным образом осуждать носителей плохих новостей, то есть тех, кто показывает очевидную катастрофу нашей культуры оправдания и иммиграционной политики (или, скорее, ее отсутствие). Этот интеллектуальный терроризм уничтожает правду, которая, тем не менее, сильно ощущается населением. Отсюда и его разрыв с элитами.
— По вашему мнению, откуда взялась эта идеология, это моральное соревнование? Некоторые интеллектуалы критиковали влияние таких мыслителей, как Мишель Фуко, мыслителей, у которых была именно такая идея, что преступник менее ответственен, чем общество, в котором он жил.
— Это действительно старый французский процесс... Идеология, согласно которой все вытекает из общества, — утверждение коммунистических теорий, согласно которым человек бесконечно податлив, и, следовательно, является жертвой общества. Поэтому государство и должно исправить все это для всеобщего блага. Это приводит к тому, что преступники становятся совершенно безответственными, а общество — виновным за все. И оно должно платить. И если это не сработает, то это вина буржуазии, расистов, белых и так далее. Это очень удобно. Многие французские ученые живут по этой идеологии.
Трудно игнорировать реальность
— В своих последних книгах вы представляете, как Франция погружается в гражданскую войну. Но для этого должны существовать как минимум две стороны. Вы ожидаете реакционного движения? Кажется, что большая часть молодых французов менее оптимистичны и довольны ситуацией, чем поколение тех, кого жестоко критикуют ваши книги.
— Это не гражданская война, а скорее ситуация повсеместного хаоса, где государство рушится и все должны бороться, чтобы выжить... Любой вид политической реакции возможен, но установка для населения в СМИ слишком мощная, это невероятно. Но обстановка ухудшается. Становится трудно игнорировать реальность.
— Известный писатель Мишель Уэльбек назвал вас несколько лет назад «великим полемистом завтрашнего дня». Ваши книги скандальны и обещают французам мрачное будущее. Вы когда-нибудь думали покинуть Францию?
— Я не думаю, что побег — правильное решение. Если вы отказываетесь бороться с проблемами, у вас нет возможности их решить. И куда бежать? Недоверие между морализирующими элитами и разгневанным населением существует повсеместно. Учитывая демографический взрыв в Африке, вопросы миграции и сожительства скоро не пощадят никакую территорию. Лучше предвидеть, чем страдать и сожалеть.
Фото: East News
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl