Коммерческий директор Animaccord — о популярности сериала «Маша и Медведь»

ЭкспертРепортаж

Алексей Меркулов, Animaccord: «У нас с самого начала не было стратегии продавать контент»

У анимационного сериала «Маша и Медведь» более ста миллиардов просмотров на YouTube

Вячеслав Суриков

Алексей Меркулов, коммерческий директор компании Animaccord | «Маша и Медведь»

Этот сериал — образцовая история успеха в современном глобальном мире. Сначала аниматор Олег Кузовков придумал персонажей, основанных на отечественном фольклоре, отношения между которыми могли бы быть понятны зрителям без лишних слов. Затем студия Animaccord, реализовавшая его замысел, не остановилась на покорении аудитории российского эфирного телевидения, а стала создавать глобальный бренд и превратила сериал в самое востребованное шоу для детей во всем мире. О том, благодаря чему это произошло и какую роль в этом сыграла платформа YouTube, «Эксперт» поговорил с Алексеем Меркуловым, коммерческим директором компании Animaccord.

— В какой момент вы поняли, что надо создавать канал на YouTube?

— У компании Animaccord 26 каналов на YouTube на разных языках, и они никак не взаимодействуют и развиваются по-разному. У каналов в общей сложности 160 миллионов подписчиков. И буквально пару недель назад мы перешагнули рубеж в сто миллиардов просмотров суммарно.

Первым стал русскоязычный канал — «Маша и Медведь». Он возник в 2011 году. На тот момент бренд уже был узнаваем в России. Мы его создали совместно с нашим партнером — компанией X-Media Digital. Рост начался мгновенно. Нам тогда казалось, что это огромный рост. Так и было, потому что YouTube начал работать только в 2005-м. В 2009 году появилась «Маша». Тогда у нас вышли первые серии в «Спокойной ночи, малыши» на телеканале «Россия». В тот период у нас был фокус на телевидении, на DVD и мобильном приложении с покупкой серий. У нас имелось всего четыре серии. Их загрузили на каналы-агрегаторы. А через два года мы создали собственный канал.

Нельзя сравнивать динамику в 2011 году и в 2021-м — это разные темпы и разные цифры. Тогда еще, к примеру, не было блогерского контента.

— Как вы поняли, что YouTube важнее телевидения? И что именно на него нужно сделать акцент?

— У нас с самого начала не было стратегии продавать контент и получать деньги за каждую серию. В тот момент еще оставалось очень много контрафакта, с которым мы не боролись. Наша задача была запустить проект в массы, чтобы он стал популярным и востребованным. Мы практически сразу поймали волну с YouTube и целенаправленно туда загружали серии. Единственное, что в первую очередь серии получали наши партнеры по DVD и одновременно с ними «Спокойной ночи, малыши» и только потом другие платформы.

— Когда «Маша и Медведь» стала одним из лидеров?

— Среди анимационных проектов «Маша и Медведь» с момента создания канала была безусловным лидером в российском сегменте YouTube и с тех пор из года в год удерживает лидерство. Не было такого ни разу, чтобы какой-то из анимационных проектов нас обогнал.

— Вы это связываете прежде всего с ростом самого сервиса или все-таки у «Маши» тоже накопилась какая-то энергия, которая в тот момент выплеснулась в мир?

— Мы позиционируем Animaccord как бутиковую студию. Выпускаем маленькое количество контента и выкладываем его на YouTube, как только произведем. Соответственно, аудитория растет вместе с контентом. С 2009 года мы выпустили пять сезонов «Маши и Медведя». В сравнении с российскими и зарубежными конкурентами это очень мало. Рост был, но не скачкообразный. Количество просмотров увеличивается ежегодно с ростом аудитории и объема контента.

— Сила бренда «Маша и Медведь» увеличивалась одновременно с ростом числа просмотров на YouTube или в этом случае была другая динамика?

— Динамика была разной. Бренд достиг пика популярности в 2012 году. И по сей день мы продолжаем находиться на этом пике с небольшой погрешностью от значения, которого тогда достигли, с точки зрения популярности, востребованности, узнаваемости и так далее. В России у нас по-прежнему узнаваемость на уровне 99 процентов. Но это в России. У нас нет такого запуска, какой бывает у полнометражных проектов, когда весь мир видит премьеру в кинотеатрах одномоментно. На все территории мы заходили постепенно. Сначала у нас запустилась Россия. Потом «Маша» «выстрелила» в некоторых европейских странах, в основном южных: в Италии и Испании. Потом мы начали заниматься США, Латинской Америкой. Сейчас — Китаем и Японией.

— Китай, казалось бы, самый лакомый кусочек для производителей контента. Почему же он все-таки в последнюю очередь?

— Он одновременно и самая сложная территория, потому что здесь действует огромное количество ограничений, связанных с государственной цензурой. Она распространяется и на детский контент: каждый сезон, каждый эпизод должен быть сертифицирован. Кроме того, в Китае, так же как в России, цифровые платформы развивались постепенно. Сейчас в Китае ситуация схожа с той, что в России: в нем действуют примерно семь-восемь конкурирующих VOD-платформ, а десять лет назад было всего один-два сервиса. И Китай для нас, безусловно, важен, но, если говорить об объемах лицензионного рынка детских товаров, номер один все-таки США. Второй рынок — Япония. И только третий — Китай. А уже за ним следует Великобритания.

— Насколько уверенно «Маша и Медведь» чувствует себя на японском рынке?

— В Японии мы запустились только в этом году. Здесь присутствуем на двух телеканалах и на нескольких VOD-платформах, в том числе на Netflix. Всего два месяца назад мы запустили на YouTube канал на японском языке. Делать выводы о том, насколько «Маша» здесь востребована, пока рано. Мы сейчас на стадии анализа рынка и сбора данных. Хотя на уровне медиа «Маша», безусловно, очень востребована: все площадки и телеканалы, с которыми мы общаемся, знают, что такое «Маша и Медведь».

— Как вы оцениваете ее перспективы с учетом всех культурных особенностей этой территории?

— На самом деле не могу сказать, что для нас это какая-то необычная территория. Безусловно, здесь своеобразная культура. И с точки зрения восприятия контента совсем другая. Это аниме, 2D-анимация. «Маша» — это только 3D. Но мы рассчитываем на высокую узнаваемость: чтобы больше 50–70 процентов детей знали, что такое «Маша и Медведь».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стройка в стиле Lego Стройка в стиле Lego

В России резко возрос интерес к модульному домостроению

Эксперт
Климат доверия Климат доверия

Как ESG-регулирование защищает инвесторов от «зеленого» хайпа и гринвошинга

РБК
Американский флот слабеет. Китай получает исторический шанс Американский флот слабеет. Китай получает исторический шанс

Сравнительный анализ военно-морских сил США и Китая

Эксперт
Секс и саспенс в Белграде Секс и саспенс в Белграде

«Дунай» Любови Мульменко, поляроидный снимок докарантинной эпохи

Weekend
«У Ленина лицо умное, но не интеллигентное» «У Ленина лицо умное, но не интеллигентное»

Владимир Медем — легенда еврейского рабочего движения

Дилетант
Блан де блан Блан де блан

Ксения Собчак рассказала всю свою жизнь Ариану Романовскому

Tatler
Умеренный халифат Умеренный халифат

Как живут афганцы после возвращения талибов

GQ
Цифровизация и декарбонизация Цифровизация и декарбонизация

Российско-германское экономическое сотрудничество восстанавливается

Эксперт
10 актеров одной роли, чья дальнейшая карьера не сложилась, — где они сегодня? 10 актеров одной роли, чья дальнейшая карьера не сложилась, — где они сегодня?

Актеры одной роли, которым так и не удалось прыгнуть выше головы

Cosmopolitan
Андрей Столыпин. Звезда для Андрей Столыпин. Звезда для

Андрей Столыпин — о своей жизни и дружбе с неформалами

Коллекция. Караван историй
«У Blue Origin много денег, но она мало что делает»: как компания хотела исправить свои ошибки и учиться у SpaceX «У Blue Origin много денег, но она мало что делает»: как компания хотела исправить свои ошибки и учиться у SpaceX

Как нелегко приходится Blue Origin в борьбе за лидерство с SpaceX

VC.RU
Кредит с сюрпризом Кредит с сюрпризом

Новые уловки финансовых мошенников

Лиза
Жизнь в зоне смерти Жизнь в зоне смерти

Британец Кентон Кул стал первым человеком, которому покорилась "Тройная корона"

Men’s Health
Отступление немоты Отступление немоты

Игорь Гулин о «Кажется Эстер» Кати Петровской

Weekend
Кислотность Кислотность

Что мы знаем о кислотности желудочного сока?

Maxim
История одной песни: Flash in the Night — Secret Service, 1981 История одной песни: Flash in the Night — Secret Service, 1981

История великого космического хита от шведских мальчиков

Maxim
Круглые черви оказались способны на лактацию Круглые черви оказались способны на лактацию

Лактация убивает круглых червей, но делает их детей сильнее

National Geographic
Майкл Холл – о возвращении Декстера, новом мире и сторонних проектах Майкл Холл – о возвращении Декстера, новом мире и сторонних проектах

Интервью с Майклом Холлом — о новом сезоне «Декстера» и своем персонаже

GQ
Лабиринт минотавра Лабиринт минотавра

Пабло Пикассо - гений, родившийся сто сорок лет назад в испанской Малаге...

Караван историй
«Движовый» регион для самого молодого губернатора «Движовый» регион для самого молодого губернатора

Как Калининградская область и Антон Алиханов понравились друг другу

Эксперт
Почку генетически модифицированной свиньи впервые подключили к человеку Почку генетически модифицированной свиньи впервые подключили к человеку

Она проработала три дня и не вызвала отторжения

N+1
Явление кракена Явление кракена

Не все персонажи средневековых бестиариев относятся лишь к сфере мифологии

Вокруг света
Ученые опознали глубоководных монстров Ученые опознали глубоководных монстров

На стадии личинок сложно понять, каким вырастет животное

National Geographic
Ярослав Андреев Ярослав Андреев

Создатель дома тиктокеров Dream Team House рассказывает о своей работе

ЖАРА Magazine
Ольга Бузова: «Я всегда на нервах!» Ольга Бузова: «Я всегда на нервах!»

Ольга Бузова о новом альбоме и о том, как замерзла в Африке

Cosmopolitan
Penelope Cruz Penelope Cruz

Пенелопа Крус в новой картине Педро Альмодовара — «Параллельные матери»

Elle
Тише! Вы же в библиотеке! Тише! Вы же в библиотеке!

Наталья Османн рассказывает о том, почему важно читать классику

Elle
«Война в Карабахе — это только часть большого противостояния между Россией и Турцией» «Война в Карабахе — это только часть большого противостояния между Россией и Турцией»

Война нужна Эрдогану чтобы создавать проблемы для России и затем торговаться

Эксперт
12 душераздирающих ДТП с участием российских звезд 12 душераздирающих ДТП с участием российских звезд

Громкие аварии с участием российских звезд

Cosmopolitan
«Меня били в детстве»: как отпустить старые обиды? «Меня били в детстве»: как отпустить старые обиды?

Что делать, если детские травмы не дают покоя?

Psychologies
Открыть в приложении