Где скрыт источник неисчерпаемой любви зрителей всех возрастов к киносказкам

РБКСобытия

Драконы, эльфы, джедаи и супергерои: почему мы охотно смотрим киносказки

Сказочные сюжеты в кино и сериалах никогда не устареют: возродятся и переродятся в образе эльфов Толкина, драконов Мартина или джедаев из «Звездных войн». Разбираемся, где скрыт источник неисчерпаемой любви зрителей всех возрастов к киносказкам

Елена Фомина

756669466316696.jpeg
Кадр из сериала «Властелин колец: Кольца власти» © amazon studios

Осенью полмира приклеилось к экранам, следя за фэнтези-шоу «Кольца власти» и «Дом дракона». А главной киносказке столетия, «Звездным воинам», в этом году стукнуло 45 лет, и новые шоу «Оби-Ван Кеноби» и «Андор», вышедшие на Disney+, стали своеобразным празднованием этого события. В основе этих проектов лежит сказка или миф, сочиненный выдающимися авторами: Джордж Лукас придумал Лею, Люка и Дарта Вейдера; Джордж Мартин добавил вымысел в реальные исторические события и получил Вестерос, драконов и Таргариенов; Джон Р.Р. Толкин и вовсе выдумал собственный эпос, захвативший умы не одного поколения и подаривший кинофраншизы, которые навсегда изменили подход к экранизации фэнтези, и самый дорогой сериал в истории телевидения.

Начнем с больных вопросов

Мы часто восклицаем: «Ах, снова тот же сюжет! Опять взялись за старое, не придумали ничего нового!». Странно, почему зритель смотрит то, что уже много раз видел? Ремейки, перезапуски и сиквелы — это кризис идей или лень сценаристов? Увы, нет. Кинематограф может страдать от экономической обстановки и стать жертвой тренда, но, уж точно не может жаловаться на кризис идей и жанровую бедность. Разнообразие способов подачи сюжета дает возможность переосмыслить знакомые истории и преподнести их в неожиданном свете.

Поэтому коллективное горевание при появлении новостей об очередном перезапуске истории из детства напрасно. Признаем, что в некоторых случаях негодование справедливо. Например, если сюжет уходит с большого экрана на телевизионный и теряет в оригинальности художественных решений за счет расширения общего хронометража. Однако кинематограф уже научился балансировать, отведя малому формату роль дополнительных материалов к общей истории (пример — сериалы Marvel для Disney+, выходящие между кинотеатральными блокбастерами).

Однако даже самый распоследний сиквел или никому не нужный приквел, как в случае с франшизами «Терминатор» или «Чужой», а также различные «сказки на новый лад» вроде бесконечных «Золушек» — это не признак кризиса идей, а эксплуатация знакомого сюжета и героев в интересах нового поколения зрителей, которым нужны зрелища в определенном прочтении.

Если же сюжет и герои живут в массовой культуре больше, чем 50-70 лет, их можно записывать в архетипы — обитатели культурного кода. С такими персонажами и обстоятельствами, в которых они обретают жизнь, кинематограф готов вести дела очень долго. Этому есть объяснение.

Причем здесь Люк и Лея?

Персонажи долгоиграющих киноисторий становятся эпическими, вечными в парадигме сторителлинга. Так случилось, например, с героями саги «Звездные войны» Лукаса. Люк и Лея, мастер Йода и Энакин Скайуокер превратились в былинных героев.

Создавая их, Лукас черпал вдохновение из масштабной исследовательской работы Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой», которая открыла миру сенсационную концепцию мономифа.

756668740384271.jpg
Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод IV: новая надежда» © Sunset Boulevard/Corbis via Getty Images

Мономиф — это идея о единой структуре сюжета всех мифов в мире, так называемого пути героя. Из мифа в миф он проходит одну и ту же стезю с одними и теми же испытаниями.

Кэмпбелл был первым, кто ввел в употребление этот термин. Он посвятил свою работу распространенному в фольклоре многих народов мифологическому сюжету — истории героя и его чудесного рождения, подвигов, встречи с красавицей, мудрого правления и таинственной гибели. Это Гильгамеш и Геракл, Ясон и Одиссей, Кухулин и Диармайд и так далее.

Нетленная популярность сюжетов о них обоснована тем, что они представляют собой символические выражения сотворения мира и становления личности — важнейших событий для коллективной и индивидуальной истории человечества.

Лукас никогда не скрывал своего увлечения «Тысячеликим героем» и даже признавал, что без идей Кэмпбелла (которого в шутку называл своим мастером Йодой) был обречен писать сценарий своей космической саги по сей день. Лукас был абсолютно увлечен идеей предоставить новому поколению ценности и смыслы, психологический фундамент, который хранился в работе Кэмпбелла.

Отец мономифа, к слову, оригинальную трилогию посмотрел и убедился лично, что его труд оказывает нужный эффект — вдохновляет «человека искусства».

Так мономиф Кэмпбелла стал скринрайтинговой технологией. Внимательный голливудский сценарист Кристофер Воглер («Путешествие писателя») обнаружил, что кэмпбелловской концепции придерживается огромное количество современных сценариев, и трансформировал ее в 12-ступенчатую модель повествования, которой по сей день пользуются многие сценаристы.

Но кинематограф не открыл мономиф, а унаследовал его, опираясь на «Тысячеликого героя». Первая наша встреча с условным Кухулином на его пути к подвигам и катарсису случается не в «Звездных войнах», а в знакомых с детства сказках.

Путь героя

Мы отражаем свой мир с помощью символических историй из жизни. База для этого закладывается еще в детстве, когда родители знакомят нас со сказочными героями. Красная шапочка, Колобок, Аленушка и братец Иванушка, Василиса Премудрая, Иван-дурак, Золушка, Баба Яга, Кощей и другие служат нам основой для формирования психики и познания мира и человеческих отношений. Как бы мы не пытались избежать этого, сказка остается с нами на всю жизнь.

Марина Руденская, психолог, практикующий гештальт-терапевт

«Сказка — это прямой путь в бессознательное. Родители начинают знакомить нас со сказкой еще в довербальный период, когда мы еще не понимаем многих слов. В этот период легче всего описать героя простым языком. Результат записывается на подкорку. Когда во взрослом возрасте мы неожиданно попадаем в сказочный мир через текст или фильм, срабатывает резкое погружение в прошлое, когда родители были источником историй.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как проверить и заменить катушку зажигания — инструкция Как проверить и заменить катушку зажигания — инструкция

Что такое катушка зажигания, что она делает и как ее заменить

РБК
Телескоп Уэбба сфотографировал, как свет звезд двигает огромные облака пыли Телескоп Уэбба сфотографировал, как свет звезд двигает огромные облака пыли

Астрономы изучили нежное прикосновение света к их пыльным юбкам редких звезд

ТехИнсайдер
Пошел по комнате дымок: откуда взялся неошансон и почему он популярен? Пошел по комнате дымок: откуда взялся неошансон и почему он популярен?

Неожиданная эволюция и популярность шансона в России

Правила жизни
7 образов молодой Бьянки Джаггер, которыми она предсказала современные тренды 7 образов молодой Бьянки Джаггер, которыми она предсказала современные тренды

Смелые эксперименты Бьянки Джаггер стали главными трендами нашего времени

VOICE
Лучи добра: как свет влияет на наше здоровье и настроение? Лучи добра: как свет влияет на наше здоровье и настроение?

Свет действительно сильно влияет на физическое и на ментальное состояние людей

Правила жизни
Ягодные россыпи Ягодные россыпи

Спектр действия иной ягодки пошире, чем у всех лекарств в домашней аптечке

Добрые советы
Дмитрий Данилов: «Книги — это всего лишь книги. Люди читают их и забывают» Дмитрий Данилов: «Книги — это всего лишь книги. Люди читают их и забывают»

Дмитрий Данилов — о том, в какой степени книги влияют на реальность

Эксперт
«Не знаю, что будет завтра» «Не знаю, что будет завтра»

Как победить страх неизвестности

Лиза
Анни Эрно получила Нобелевскую премию по литературе. Она была фавориткой премии несколько лет Анни Эрно получила Нобелевскую премию по литературе. Она была фавориткой премии несколько лет

За что в этом году вручили Нобелевскую премию по литературе Анни Эрно

СНОБ
После падения стены После падения стены

Ключевой разговор насчет объединения Германии состоялся в июле 1990 года

Дилетант
Как расплачивались за товары и покупали валюту во времена Российской империи, рассказывает автор подкаста «Закат Империи» Андрей Аксенов Как расплачивались за товары и покупали валюту во времена Российской империи, рассказывает автор подкаста «Закат Империи» Андрей Аксенов

В дореволюционной России можно было обойтись и без наличных

СНОБ
Почему с возрастом детям трудно засыпать днем? Отвечают ученые! Почему с возрастом детям трудно засыпать днем? Отвечают ученые!

Наш сон зависит не от возраста или усталости, а от развития мозга

ТехИнсайдер
Образ жизни Образ жизни

Архитектор и дизайнер Аня Дружинина показывает дачу с садом

Собака.ru
Говорит и показывает Говорит и показывает

Фильм «Сказка для старых» — дебютная режиссерская работа Фёдора Лаврова

OK!
Деструктивные отношения: почему так трудно уйти? Деструктивные отношения: почему так трудно уйти?

Почему разрыв «токсичного» союза не всегда самый очевидный выход

Psychologies
В Иране не утихают протесты после смерти Махсы Амини. Как иранские женщины 30 лет борются за право не носить хиджаб В Иране не утихают протесты после смерти Махсы Амини. Как иранские женщины 30 лет борются за право не носить хиджаб

Вспоминаем историю вопроса иранских женщин и хиджаба

СНОБ
Мировой финал Мировой финал

Стадионы, на которых были забиты финальные мячи Чемпионата мира по футболу

Вокруг света
Тося Чайкина Тося Чайкина

Почему Тося Чайкина не стремится к популярности?

ЖАРА Magazine
Программы для проверки жесткого диска: топ-7 лучших Программы для проверки жесткого диска: топ-7 лучших

Проверка здоровья жесткого диска – это обязательная процедура

CHIP
Австронезийские легенды о «маленьких темнокожих людях» связали с останками женщины с Тайваня Австронезийские легенды о «маленьких темнокожих людях» связали с останками женщины с Тайваня

Австронезийские легенды о «маленьких людях» связаны с коренной популяцией

N+1
Ученые доказали, что телепортация реальна Ученые доказали, что телепортация реальна

Эйнштейн, ты был не прав!

Maxim
7 ошибок при использовании духовки, которые портят и выпечку, и плиту 7 ошибок при использовании духовки, которые портят и выпечку, и плиту

Не можешь подружиться с духовкой? Проверь, не совершаешь ли ты эти ошибки

Лиза
Что такое стыд, как он может сформировать культуру и почему его испытывают даже боги Что такое стыд, как он может сформировать культуру и почему его испытывают даже боги

Что такое стыд и как он связан с Японией и её богами?

ТехИнсайдер
«Хватит это терпеть!»: как побороть агрессию партнера «Хватит это терпеть!»: как побороть агрессию партнера

Что делать, если партнер проявляет к вам агрессивное поведение?

Psychologies
«В погоне за светом и пространством…» «В погоне за светом и пространством…»

Как Константин Циолковский разработал план внеземной экспансии для человечества

Наука и жизнь
Еда Еда

За правильную Азию в гастрономическом Петербурге отвечает команда ресторана MAD

Собака.ru
После инсульта в детстве правое полушарие берет на себя языковые функции левого После инсульта в детстве правое полушарие берет на себя языковые функции левого

Мозг младенцев способен гибко перестраиваться в случае травмы

ТехИнсайдер
82-летняя писательница Анни Эрно стала лауреатом Нобелевской премии. Прочитайте главу из ее книги об аборте 82-летняя писательница Анни Эрно стала лауреатом Нобелевской премии. Прочитайте главу из ее книги об аборте

В чем особенность романов французской писательницы Анни Эрно?

Psychologies
Бритни Спирс обвинила отца в жестоком обращении и пожелала ему сгореть в аду Бритни Спирс обвинила отца в жестоком обращении и пожелала ему сгореть в аду

Бритни Спирс заявила, что родители плохо обращались с ней во время опекунства

VOICE
Имена и судьбы Имена и судьбы

В мире, где нужно все время бежать, мы не успеваем оглядываться

Новый очаг
Открыть в приложении