Догнать спрос: выдержит ли Россия конкуренцию на рынке СПГ
К 2030 году четыре крупнейших поставщика СПГ — Катар, Австралия, США и Россия — будут обеспечивать более половины всего предложения на планете. Это создаст жесточайшую конкуренцию на рынке. Прямо сейчас Россия может застолбить за собой несколько важных направлений

Рынок сжиженного природного газа (СПГ) растет намного быстрее всех остальных направлений газового бизнеса. Россия, вошедшая в список производителей СПГ в 2009 году с проектом «Сахалин-2», держала паузу восемь лет. Только в декабре 2017 в стране запустили новый проект в этом сегменте, «Ямал СПГ». Сейчас министр энергетики Александр Новак заявляет об амбициозных планах по строительству новых мощностей и превращению «в одного из мировых лидеров по поставкам СПГ». Какие изменения в глобальной конъюнктуре, а главное — в самих фундаментальных принципах работы мирового рынка СПГ стоит учитывать при разработке российской стратегии экспорта СПГ? Этому вопросу посвящено новое исследование энергетического центра московской школы управления «Сколково» «Трансформирующийся глобальный рынок СПГ: как России не упустить окно возможностей?».
Глобальный рынок СПГ сейчас переживает период небывалой турбулентности из-за кратных скачков цен: стоимость СПГ в Азии с $15/ МБте в 2012-2014 годах упала до $5/ МБте к 2016-2017 годам, а затем опять удвоились. Сказывается и стагнация глобального спроса на СПГ в 2012-2016 годах, вдруг сменившаяся резким ростом на 11% в 2017 году, и ожидание почти 50%-ного роста мировых мощностей по сжижению с 2015 по 2020 год. Сейчас глобальный спрос на СПГ и перспективы предложения на рынке характеризуются высокой степенью неопределенности.
Почему меняется спрос
Спрос постоянно преподносит сюрпризы. Китай в 2017 году продемонстрировал 46%-ный рост спроса на СПГ: государство начало массовый переход с угля на газ в городском отоплении. На данный момент непонятно, какими темпами будет развиваться газификация Китая. Одновременно на рынке появились новые импортеры СПГ — Пакистан, Бангладеш, Таиланд, Кувейт, ОАЭ, Индонезия, Египет, Иордания и другие. В 2017 году новые покупатели обеспечили больший скачок спроса, чем наблюдался в 2011 году после аварии на АЭС «Фукусима» в Японии.
Структура спроса на СПГ при этом меняется на глазах: если раньше это было только топливо «для богатых», то уже к 2022 году суммарный объем импорта СПГ развивающимися странами Азии — Китаем, Индией и другими более мелкими импортерами — превысит потребление со стороны Европы, Японии, Кореи и других развитых стран, прежде определявших всю картину спроса. Экспортерам придется учиться работать с новыми сложными клиентами.
Радикальные изменения ожидают предложение СПГ. В первую очередь это резкое превращение США из «потенциального крупнейшего импортера» СПГ в его «потенциального крупнейшего экспортера»: с запуском в 2016 году первого завода по сжижению Sabine Pass Соединенные Штаты стали нетто-экспортером газа, а к 2020 году суммарная мощность уже строящихся американских заводов СПГ достигнет 68 млн тонн в год. Суммарный объем следующей за этим волны заявленных в США проектов колоссален — свыше 115 млн тонн в год. Далеко не все будут реализованы, однако до 100 млн тонн американского сжиженного газа все же может выйти на международный рынок в срок до 2030 года.