Станция Старшенбауманская
Вернувшись из Канн с презентации «Лета» Кирилла Серебренникова – фильма, в котором она сыграла главную женскую роль, – Ирина Старшенбаум отправилась на ночную прогулку вместе с Esquire и рассказала, как изменилась ее жизнь
-Старшенбаум. Произнесите эту фамилию, и услышите гром.
– Точно. Слишком мужская. Никогда об этом не задумывалась. Старшенбаум, Старшенбаум, – повторяет актриса, нарочно занижая голос. – Наверное, поэтому мне с мужчинами проще общаться, чем с женщинами.
Она прикрывает глаз, и женщина-гример наносит макияж.
– В школе меня называли то «страшенбаум», то «шлагбаум» – отсюда и детские комплексы. (Улыбается.) Фамилия делает ее старше. В фильме «Лето» Кирилла Серебренникова у Ирины Старшенбаум главная женская роль, прототип Натальи Науменко, жены солиста группы «Зоопарк» и друга Виктора Цоя: мудрая мама малыша и жена рок-музыканта, полная любви и нежности. Когда в одной из центральных сцен на пляже подружки по-кошачьи подпевают Майку Науменко, выгибая спины перед звездой Ленинградского рок-клуба, она смотрит с укором и в какой-то момент уходит бродить одна вдоль воды. Сейчас, на диванчике, она – раскованная 26-летняя девушка, готовая, кажется, ко всему (впереди – ночная съемка). Она так и заявляет: «Я и режиссеру сказала, что сделаю все ради этой картины». И уговаривать ее не приходится. «Я понимаю, что в связи со всеми событиями фильм Серебренникова кто-то не поддержит.
Скажем, на телевидении. А многие в нашей стране продолжают черпать информацию из телевизора». Есть в фильме момент, когда Науменко показывает Цою свои тетради с текстами Лу Рида на английском, записанными на слух, от руки, и пластинки T-Rex и Blondie, а в это время в телевизоре Брежнев вручает кому-то из государственных старейшин очередную медаль.
Она ездила представлять «Лето» в разные города, включая Канны. На фотографиях с красной ковровой дорожки все парни-актеры держат осанку и немного скованы смокингами. Ира в элегантном платье то игриво согнет ножку, то сложит ладонями сердечко. «На дорожке мне было комфортно. Это, наверное, плохо?»