Спасибо, нет!
Герой Джима Керри в знаменитом «Всегда говори «да» решил соглашаться на любое предложение в качестве эксперимента. Он-то развлекался, а многие из нас поступают так потому, что совсем не умеют отказывать
Казалось бы, чего тут сложного, ведь речь редко идет о жизни и смерти. Нет, спасибо, торт красивый, но я не ем сладкое. Нет, я планировала праздник без детей, даже без тихих и послушных — только для взрослых. Нет, я не смогу разместить у себя семерых гостей. Но какие-то странные внутренние механизмы заставляют нас мямлить, мяться и мычать невразумительное «Ну, в общем, если надо, то конечно». А то и вообще с жаром убеждать просителя, что мы только о гостях с семью детьми и мечтаем и нас это совсем-совсем не затруднит. В результате оказываемся измотанными и проклинаем себя за слабохарактерность. Но через пару дней почему-то снова соглашаемся — испечь сто кулебяк для праздника Ивана Купалы, а после — ночью — отвезти в аэропорт напрыгавшуюся через костер троюродную бабушку двоюродной сестры. И нет нашим обреченным «да» конца. Почему так происходит?
На все согласны
Наверняка в вашем окружении есть люди, которые говорят «нет» легко и непринужденно. Так, что хочется сразу извиниться за неуместность просьбы: и как вам только в голову пришло закрыть окно, когда другим достойным людям явно душно! А все не потому, что эти смельчаки владеют какими-то особенно отточенными формулировками. Скорее дело во внутреннем устройстве: сниженной эмпатии и независимости от чужого мнения.
Другие же бесконечно проговаривают отказ, готовятся к разговору – но после первого «Ну тебе что, сложно?» моментально сдаются. Как правило, за этим стоят:
Особенности воспитания
В постсоветском пространстве детей часто учили быть удобными. То есть вежливыми, покладистыми, внимательными к нуждам других. «Надо помогать! Больше думай об окружающих, не веди себя, как эгоист», — объясняли родители.
Желание выглядеть хорошими
Люди с неустойчивой самооценкой обычно видят себя чужими глазами. Собеседник хвалит, благодарит, называет спасителем — значит, я и вправду чего-то стою. Хмурится, закатывает глаза, вздыхает — и сразу чувствуешь себя никчемным. Важно угадать и угодить, чтобы ощутить себя самоотверженным другом, ответственным работником и вообще приятным человеком.
Повышенная эмпатия
В этом случае мы считываем эмоции просителя — усталость, обиду — и ощущаем их как свои. И, конечно, помогаем — ведь грустно, когда кому-то хочется новое платье и на море, а денег нет. Забирайте мои, я еще заработаю!
Неумение устанавливать границы
То есть понимать, на что вы имеете право. Например, распоряжаться своим свободным временем — и выспаться в выходные вместо того, чтобы ехать к подруге выгуливать ее овчарку. Или не тратить внутренние ресурсы на утешение вечно страдающей коллеги, которая тащит вас в обеденный перерыв пожаловаться на свекровь. Нет, вы можете все это делать — но только если хотите сами.