Доброе дело. Почему в социальном бизнесе больше женщин
Как показывает практика, в «социалку» в большинстве своем стремятся женщины, и это мировая тенденция: доля женщин в социальном предпринимательстве в полтора раза выше, чем в классическом коммерческом бизнесе, подсчитали в «Опоре России» и Национальном агентстве финансовых исследований (НАФИ). Что их туда влечет и от чего зависит коммерческий успех проектов, созданных женщинами?
Коммерческий успех проекта, кстати, для женщины — не показатель его успешности в целом. К таким выводам пришли специалисты Нью-Йоркского отделения молодых женщин — социальных предпринимательниц, проанализировав 584 заявки на участие в конкурсе недавно открывшихся социальных предприятий в США. Авторы исследования оценивали уровень коммерциализации каждого предприятия по шкале от 1 (проект без коммерческой деятельности) до 5 (только коммерческая деятельность). Данные показали, что предприятия, которые включали в себя хоть какую-то форму коммерциализации, неважно, насколько минимальную, управлялись мужчинами.
Эта же организация сделала еще одно тревожное открытие. Когда социальные предпринимательницы делились своими идеями с потенциальными сторонниками, люди с большой охотой жертвовали на их проекты, но часто теряли интерес, когда им говорили, что эти проекты приносят прибыль. Таким образом, получается, что в коллективное сознание внедрен двойной стандарт: если женщина говорит, что собирается изменить мир, организация которую она открывает, обязана быть некоммерческой. Люди не предполагают то же самое для мужчины, то есть, женщины изначально оказываются в особом положении. Общество ожидает от них заботы, а не агрессии и разрушения — качеств, всегда так или иначе присущих успешным предпринимателям.
Поэтому когда мы проанализировали заявки, поданные в наш акселератор, то не очень удивились, обнаружив, что 70% из них поступило от женщин. Удивление было в другом: как позже показал наш внутренний опрос, женщины смело осваивают социальную сферу, но делают это далеко не всегда в силу своего милосердия. В социальное предпринимательство они приходят по нескольким причинам.
Во-первых, их подталкивает личный опыт — например, болезнь близкого родственника. Решая собственную проблему, женщина помогает и всем, кто оказался в схожей ситуации. Так, в России появились проекты для поддержки детей с ДЦП «Лыжи мечты», для детей с нарушением слуха «Я тебя слышу», стоматология для детей с психоневрологическими расстройствами «Подари улыбку» и другие.
Во-вторых, с помощью своего дела женщины пытаются решить проблему одиночества или реализовать потенциал после большого перерыва в работе.
В-третьих, есть мнение, что любой социальный проект с точки зрения коммерции — потенциально убыточное мероприятие. Руководя им, приходится постоянно просить деньги, и, как принято считать в обществе, женщине просить проще, чем мужчине. Если социальный проект ведет мужчина, то обычно на свои деньги — во всяком случае, на начальном этапе. В это несложно поверить: даже в обычном предпринимательстве женщины выживают за счет того, что в их проекты инвестируют с большей готовностью, чем в мужские. Так, американские исследователи, проанализировав около 1500 проектов, размещенных на самой известной в мире площадке народного финансирования Kickstarter, пришли к выводу, что женщины успешнее мужчин собирают средства на новые проекты через краудфандинг. Впрочем, существует и противоположная точка зрения: ученые из Гарвардского университета, Массачусетского технологического института и Уортонской школы бизнеса уверяют, что инвесторы и венчурные капиталисты охотнее проинвестируют бизнес-идею, которую презентует мужчина. Особенно если он хорош собой, пишет CNBC. Ну, тут без комментариев.