Динго: собаки с волчьим билетом
История о том, как человек, потеряв друга, обрел в его лице опасного врага. И еще о том, как дерзкий пришелец воцарился на целом континенте, уничтожив практически всех своих конкурентов
Дикая собака динго — единственный в своем роде пример вторично одичавшей собаки. Одичавшая — не то же самое, что бездомная, бродячая. В Австралию динго попали вместе с человеком, однако освободились от его покровительства и стали полноценным диким подвидом. Хотя динго у нас сегодня однозначно ассоциируются с Австралией, очень похожие на них (как внешне, так и генетически) собаки по сей день обитают в обширном ареале — от Бирмы до Филиппин и от Юго-Восточного Китая до Новой Гвинеи. Но все они держатся вблизи человеческого жилья, поедая в основном то, что не доели люди (чаще всего это рис и овощи).
Прощай, Homo sapiens
Почему динго одичали, достоверно неизвестно. Но можно вспомнить, что союз человека и собаки (точнее, человека и волка) сложился на основе совместной охоты на крупную дичь. Прирученные животные также помогали охранять человеческие поселения от крупных диких хищников. В Австралии к моменту появления там предков динго большие промысловые животные уже были выбиты, а сохранившиеся наземные хищники (такие как сумчатый волк) не представляли серьезной угрозы ни для людей, ни для собак. Зато весь континент был полон вкусной дичи, медлительной и туповатой — сумчатыми мелкого и среднего размера, которых собаки могли успешно добывать без помощи человека.
Отделившись от людей, рыжие псы быстро завоевали всю Австралию, попутно полностью вытеснив неповоротливых конкурентов — сумчатого волка и сумчатого дьявола (уцелевших только на Тасмании, куда динго не добрались). Пришельцам покорились едва ли не все ландшафты континента — от влажных тропических лесов до засушливых полупустынь.
Пули и стрихнин
Пока новоявленный суперхищник охотился на мелких зверьков, не в меру расплодившихся кроликов, которых завезли в Австралию в XVIII веке, или даже на кенгуру (динго не забыли навыков коллективной охоты на крупную дичь), с бывшим хозяином проблем не возникало. Они начались с появлением в Австралии овец. Динго охотно включили их в свое меню, причем не только ягнят, но и взрослых животных. Домашняя овца не способна ни убежать от динго, ни оказать сопротивление, поэтому дорвавшиеся до стада собаки нередко убивали гораздо больше животных, чем могли съесть. Понятно, что это навлекло на динго праведный гнев овцеводов.