Убойная сила: как ветеран фитнес-индустрии воюет за долю рынка стоимостью $244 млрд
Компания iFit продавала тренажеры с занятиями на видеокассетах еще в то время, когда основатель самого крупного сейчас фитнес-стартапа Peloton ходил в школу. Теперь ветерану индустрии приходится попотеть в попытке догнать затмившего его конкурента. Борьбу за утраченные позиции на рынке, оцениваемом в сотни миллиардов долларов, он развернул на всех фронтах — от тренировочных ковриков до зала суда.
На рассвете 22 марта 2021 года трое фитнес-инструкторов и съемочная группа из 39 человек выдвигаются из лагеря на Эвересте в сторону Кала-Патхар — пика высотой 5643 м с видом на самую высокую гору в мире. Подъем транслируется в прямом эфире для более чем миллиона подписчиков сервиса iFit по всему миру. Подписчики в это время занимаются на оборудованных сенсорным экраном беговых дорожках, велосипедах и эллиптических тренажерах NordicTrack и ProForm, которые автоматически с каждым шагом подстраиваются под все больший уклон горы. Этим походом iFit презентует новую серию виртуальных тренировок из 18 частей, снятых в Непале. Кроме нее, растущая библиотека сервиса включает интерактивные тренировки со всего мира — от Мауи и Гранд-Каньона до горы Килиманджаро и швейцарских Альп.
«Я был на Эвересте в то время, когда снимали видео, но всю тренировку пройти не смог», — признается 66-летний сооснователь и гендиректор iFit Скотт Уоттерсон. Он общается с Forbes по Zoom из своего обшитого деревом кабинета в Логане, штат Юта. «Семья считает, что мне стоит проводить чуть больше времени в тренажерном зале», — добавляет он, посмеиваясь.
В прошлом году, когда спортзалы закрылись из-за пандемии, миллионы американцев бросились к домашним велотренажерам, беговым дорожкам и онлайн-тренировкам. Главным бенефициаром этого стала компания Peloton, которая в 2020 году впервые в своей девятилетней истории отчиталась о чистой прибыли. Стартап вынуждает пропотеть не только 3 млн своих клиентов: Уоттерсон пытается догнать конкурента еще с 2014 года, когда Peloton выпустил свой первый велотренажер.
Крути педали
Скотт Уоттерсон крутится в сфере фитнеса с 1977 года. Во время учебы в Университете штата Юта он вместе с приятелем Гэри Стивенсоном основал компанию, которая позднее превратилась в iFit, производителя тренажеров NordicTrack и ProForm. В конце 1980-х, когда основатель Peloton Джон Фоли еще был подростком, iFit стала первопроходцем в области домашних тренировок. Компания в то время выпускала беговые дорожки, которые присоединялись к VHS-плеерам и автоматически меняли наклон в соответствии с тренировками на кассетах.
iFit был крупнейшим в мире производителем фитнес-оборудования, пока не уступил этот титул гораздо более молодой компании Peloton. В иске к Peloton, поданном в 2016 году, iFit утверждала, что в 2013-м Фоли приезжал в офис компании и просил поделиться технологией велотренажеров, но получил отказ. С тех пор Peloton быстро вырос и затмил своего конкурента. После начала пандемии популярные велотренажеры Peloton с тачскрином и онлайн-занятия фитнесом позволили компании укрепить лидерство: выручка почти в $3 млрд за прошлый год оказалась в два раза больше, чем у iFit ($1,5 млрд).
iFit теперь планирует выйти на биржу вслед за конкурентом. Меньше года назад, в октябре, компанию оценили в $7 млрд во время раунда на $200 млн от инвестиционной фирмы L Catterton, одним из владельцев которой является миллиардер Бернар Арно. По данным Forbes, доля Уоттерсона в iFit стоит $3,2 млрд (Forbes применяет дисконт 10% к оценкам непубличных компаний). Это превышает состояние Фоли в $2 млрд, основная часть которого приходится на 6% в Peloton с учетом опционов.
Мировой рынок фитнеса, спортивного оборудования и одежды сейчас оценивается в $244 млрд, и за его долю борются не только iFit и Peloton. С января 2020 года инвесторы вложили больше $800 млн в пять стартапов, среди которых разработчик фитнес-зеркал с искусственным интеллектом Tempo и производитель тренажеров для силовых тренировок Tonal. Производитель спортивной одежды Lululemon приобрел разработчика фитнес-устройств Mirror за $500 млн. Сайкл-студия SoulCycle начала выпускать собственные велотренажеры, и даже Apple запустил сервис видеотренировок Fitness+. Еще один игрок рынка, компания Beachbody, увеличил число подписчиков на свой фитнес-стриминг в прошлом году на 53% и в июне вышел на биржу посредством слияния с производителем велотренажеров Myx Fitness и компанией-«пустышкой». Эта сделка моментально сделала сооснователя стартапа Карла Дайкелера миллиардером и превратила Beachbody в угрозу как для Peloton, так и для iFIT.