Произведения, посвящённые «благородным разбойникам»

ДилетантИстория

В погоне за наживой и спасением души

В России, как и во всей Европе, в первой половине XIX века большую популярность приобрели готические романы, среди которых особое место занимали произведения, посвящённые «благородным разбойникам»

Никита Николаев

Капитан Блад на обложке романа Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада» американского издания 1922 года

Как стать честным бандитом?

«Те из нас, которые имели у себя деньги, брали из грязной лавки Ступина, находящейся подле самого [Пажеского] корпуса, книги для чтения, и какие книги! Глориозо, Ринальдо Ринальдини, разбойники во всех возможных лесах и подземельях!» — писал поэт Евгений Баратынский Василию Жуковскому, вспоминая свою юность и литературные предпочтения тех времён.

Образ благородного разбойника, существовавший на протяжении почти всей истории человечества, живёт в массовой культуре и в наше время, разве что вместо мечей и луков их оружием становятся пистолеты или автоматы.

«Имя Яношика никогда не умрёт». Гравюра Владислава Скочиляса, первая четверть ХХ века

Историк Эрик Хобсбаум в своей ранней работе «Бандиты», посвящённой исторической и социальной природе людей, оказавшихся «вне закона», приводит несколько отличительных черт «благородных разбойников». Он выделил восемь факторов, которые в той или иной мере оправдывают обычного преступника и доводят его до статуса «благородного». Карьера такого человека зачастую начинается со столкновения с несправедливостью (ложное обвинение или конфликт со «злым» представителем власти), после чего целью жизни героя становится восстановление своего доброго имени способами, противоречащими закону. Параллельно с этим он помогает другим таким же пострадавшим. Важно, чтобы эта помощь была по возможности бескровной, иначе стирается граница между благородством и обычным бытовым бандитизмом.

В той или иной степени эти черты характерны практически для всех «благородных разбойников» во все эпохи, разве что понятия о справедливости менялись в зависимости от общества, в которых они обитали.

Исикава Гоэмон. Утагава Кунисада, первая половина XIX века

От Античности до Нового времени

Литературные персонажи не могут существовать без реальных прототипов, а несправедливости всегда присутствуют в человеческой жизни: поэтому можно сказать, что «благородные разбойники» существовали задолго до капитана Блада или Робин Гуда.

Считается, что первым бандитом такого рода, появившимся в европейской литературе, стал один из героев греческого любовного романа «Эфиопика», созданного Гелиодором примерно в IV веке нашей эры. Тиамид, сын жреца, который был обманут своим младшим братоми лишился должности отца, принадлежавшей ему по наследству, возглавил шайку разбойников и надеялся отомстить родственнику, параллельно бесчинствуя на большой дороге согласно своему кодексу чести. В романе он обращается к своим соратникам: «Признанный вами достойным правителем, я до сего времени прожил здесь, не присваивая себе ничего сверх того, что получали все. Когда мы делили добычу, я довольствовался одинаковой свами долей, когда продавали пленников, я отдавал деньги в общую казну, считая, что желающему быть хорошим вождём надо брать себе трудов как можно больше, а доходов — равную долю».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении