Тюрьма Сугамо: культура забвения
История первой в Японии тюрьмы, устроенной по европейскому образцу, насчитывала чуть более 70 лет. Сегодня о тюрьме напоминает один-единственный камень. Но это забвение, как ни странно, тоже служит сохранению памяти — о периоде американской оккупации, который японцы больше всего хотели бы забыть.
Новая следственная тюрьма в районе Икэбукуро появилась в 1895 году после того, как ряд японских чиновников судебного ведомства совершили поездку в Европу. Выработанные ими на основе изучения опыта европейских тюрем рекомендации были положены в основу не только здания тюрьмы, но и всего её устройства.
Здесь был Рихард
В 1925 году в Японии был принят так называемый Закон о поддержании мира, направленный на подавление любого инакомыслия. В это же время здание следственной тюрьмы Сугамо было перестроено — в значительной мере под влиянием американского функционализма. Это была по-своему комфортабельная и надёжная тюрьма западного образца из нескольких корпусов с одиночными камерами клеточного типа и просторными коридорами. За ней закрепилось значение главной политической тюрьмы модернизированной Японии. Сюда помещали всех, кого подозревали в диссидентских взглядах, например, одного из ведущих интеллектуалов Японии — философа, ученика Мартина Хайдеггера профессора Киёси Мики.
С началом войны на Тихом океане число узников Сугамо увеличилось. В 1941–1942 годах в Японии по делу группы Рихарда Зорге, резидента советской разведки, было арестовано 35 человек, большинство из которых оказались в Сугамо: супруги Макс и Анна Клаузен, журналист хорват Бранко Вукелич, художник Ётоку Мияги и другие. Благодаря их письмам и запискам сегодня известно, что представляла собой тюрьма в те годы: тесные камеры размером примерно два на три метра, где параша была одновременно стулом, а умывальник, закрытый крышкой, — столом, скудная еда, почти полное отсутствие медицинской помощи. Впрочем, Зорге, обладавший немалым счётом в банке, мог позволить себе заказы обедов из токийских ресторанов.
Режим предусматривал подъём в шесть утра, три раза в день приём пищи, недолгую прогулку во дворе. По воскресеньям заключённым выдавали книги из тюремной библиотеки, где были издания на немецком, английском и русском языках. Книги можно было получать и с воли через родных и адвокатов. Передачи даже в военное время принимались раз в неделю, иногда дозволялись газеты и прослушивание радиопередач…
Политических узников продолжали отправлять в Сугамо даже после капитуляции Японии. Однако по распоряжению американской администрации все они были выпущены на свободу. Тюрьма была нужна для другого.
Под звёздно-полосатым флагом
В октябре 1945 года тюрьма была официально передана оккупационным войскам для размещения обвиняемых в военных преступлениях. 16 ноября Сугамо приняла первых заключённых. С этого времени и по май 1952 года она находилась в ведении 8-й армии США, осуществлявшей охрану здания, для чего одномоментно использовала от 300 до 500 военнослужащих.