Рембрандт: всё на продажу
В январе 1928 года Совет народных комиссаров принял решение об организации экспорта произведений искусства из музеев. Сначала предполагалось, что из Эрмитажа будут выдавать для продажи только поступившие в музей произведения из национализированных частных коллекций. На практике всё происходило не совсем так. Или совсем не так.
Уже в середине 1928 года в нарушение всех декретов о сохранении культурного наследия советский торговый представитель в Париже Георгий Пятаков предложил главе компании «Ирак Петролиум» Галусту Саркису Гюльбенкяну купить ряд шедевров из Эрмитажа для урегулирования проблем, связанных с выходом СССР на европейский нефтяной рынок.
В связи с этим заведующему Картинной галереей Джемсу Шмидту было приказано представить список лучших полотен собрания с оценками.
Шмидт составил список из 20 полотен Рафаэля, Боттичелли, Джорджоне, Тьеполо, Рубенса, Ватто, Ван Эйка, Фрагонара и Рембрандта, подчеркнув, что продажа любого из них нанесёт непоправимый вред значению Эрмитажа как мирового собрания. Тем не менее на секретном совещании в «Антиквариате», конторе Госторга, которая непосредственно занималась реализацией произведений искусства за границей, для продажи Гюльбенкяну было намечено пять шедевров Картинной галереи, в том числе и Рембрандта. Хорошо понимая, какое разорение грозит гордости эрмитажной галереи — собранию великого голландца, Шмидт составил подробную записку на имя директора музея.
В ней он писал:
«В исполнение данного мне поручения представляю Вам свои соображения относительно возможных последствий для общего характера и мирового значения Картинной галереи Эрмитажа в случае изъятия из её состава некоторого количества картин Рембрандта и некоторых других великих мастеров…
Касательно Рембрандта, собрание, состоящее из 39 достоверных произведений великого мастера и дающее полную, исчерпывающую и всестороннюю картину всего его многогранного творчества, является в музейном мире совершенно единственным в своём роде феноменом... Ощущавшийся в нём раньше единственный пробел, ныне благополучно заполнен, вследствие поступления в галерею в 1920 г. пейзажа из бывшего собрания П. С. Строганова… Целостность эрмитажного собрания картин Рембрандта за последние годы была нарушена рядом изъятий в пользу Гос. Музея Изящных Искусств в Москве, коему уступлены были три картины… Ввиду этого сохранение нынешнего состава является тем более необходимым, иначе Эрмитаж лишится важнейшего стержня своей мировой