Портрет юродивой Ксении Петровой
Сотрудники Государственного Эрмитажа продолжают знакомить наших читателей с тем, что хранится в фондах музея. На очереди портрет Ксении Петровой (Ксении Петербургской) — одна из достопримечательностей Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня».
Начало серьёзного изучения портрета в 2015 году было положено тогдашним хранителем эрмитажного фонда иконописи XVIII — начала XX веков Дмитрием Гусевым. В начале 1950-х годов картина была внесена в инвентарь как «Портрет “блаженной” Ксении Григорьевой» (с неточностью в написании имени изображённой) работы неизвестного художника и была датирована концом XVIII — началом XIX века. История бытования портрета до 1930 года неясна. Он был неизвестен современникам и почитателей Ксении Блаженной, о чём свидетельствуют многочисленные рисунки XIX века, на которых внешность блаженной совсем не похожа на облик женщины эрмитажного портрета.
Первое упоминание о портрете относится к 1930 году, когда сотрудник ИБО ГРМ Фёдор Морозов (1883–1962) — признанный знаток церковного искусства, в прошлом послушник в Александро-Невской Лавре — вывез его с территории Смоленского кладбища. Вероятно, тогда же картина была отреставрирована, дублирована и закрыта с тыльной стороны картоном, на котором Морозовым было написано: «Ксения Блаженная / Достав Смоленск кладб / Морозовым 26/IX 1930 г.».
Изображение Ксении несёт в себе черты реального человека: кажется, что портрет исполнен неизвестным художником или с натуры, или на основе воспоминаний людей, лично знавших блаженную. В любом случае это не символический образ, как обычно принято в иконописи. Поэтому вряд ли портрет находился в помещении церкви Смоленской Божией Матери или в Каменной часовне, скорее всего, он мог быть в одном из служебных корпусов кладбища. В 2016 году в связи с серьёзной реставрацией было произведено технико-технологическое исследование картины, подтвердившее,