Об авторстве «Тихого Дона» написано достаточно

ДилетантКультура

Михаил Шолохов

1

Об авторстве «Тихого Дона» написано достаточно, теперь и у «Поднятой целины» как будто сыскался подлинный создатель — Константин Каргин, автор рассказа «Забурунный край» и утраченной повести «Бахчевник». Его биографию видный исследователь шолоховской проблемы Зеев Бар-Селла пересказывает так: «…“сел” К. И. Каргин в 1935 году. А до ареста входил в литературную группу “Станица”, возглавляемую Г. Бороздиным. Под стихами он ставил подпись: “Георг Бороздин”, но стоило ему обратиться к соратникам с предложением называть его ещё и “атаманом”, как судьба группы и самого Бороздина была решена. А Каргина потом выпустили. Поселился он в Грозном, оттуда переехал в Орджоникидзе. Началась война, мобилизовали. В 1942 году, под Харьковом, попал в плен, вспомнил свою принадлежность к казачьему сословию и пошёл служить немцам — под начало атамана Краснова. Затем — май 45-го, из Австрии Каргин бежит в Италию, добирается до Австралии. А в 59-м вернулся в СССР и... никакого наказания не понёс. Что странно — не тот был год 1959-й, чтобы изменникам Родины и военным преступникам отпускать грехи и давать жить, как Бог на душу положит... Не иначе, были у Константина Ивановича перед Советской Родиной особые заслуги. В 1964 году посетил Вёшенскую, на провокационные разговоры (бывшего учителя — сослуживца А. Г. Дударева, заступавшегося за власовцев) не поддался. С 1959 года литературных следов не оставлял. Говорят, лелеял мечту написать серию рассказов о “красновцах” (то есть казачьих частях вермахта)... Не написал. А скончался он в 1983 году, то есть прожил ровно столько, сколько Шолохов, — год в год».

Совпадений много: в 59-м опубликована вторая книга «Поднятой целины», а ровно перед публикацией первой исчезла повесть Каргина о коллективизации; родился в 1904 году, на год раньше официальной даты рождения Шолохова (есть версии о том, что он был старше на три года, на пять лет…). Текстуальные параллели между «Забурунным краем» и «Тихим Доном» отмечены историком Андреем Венковым (впрочем, Бар-Селла пишет, что можно найти такие параллели в добрых двадцати книгах об отступлении белых с Дона; лично я сходства не вижу, но я не шолоховед — точней, не антишолоховед).

Что сказать, дорогие товарищи: после тридцати лет, прошедших со времён легализации антишолоховской гипотезы в России, накопано много. Надо теперь обладать нешуточной храбростью, чтобы приписывать Шолохову его романы: доказано, что он был малограмотен, что собственные речи на писательских собраниях читал по бумажке и готовил не сам; что рукопись «Тихого Дона» — результат не творчества, а переписывания чужого текста, потому что некоторые слова он просто не разобрал; да мало ли что доказано — огромная литература существует на эту тему, и даже для беглого её обзора понадобился бы печатный лист. Правда и то, что сторонники шолоховского авторства неохотно вступают в дискуссии, отделываются трескучим пафосом и грозными обвинениями, а реальных аргументов предпочитают не замечать. Даже и то правда, что личность Шолохова, какой мы её знаем, меньше всего свидетельствует о художественной одарённости, не говорю уж о гениальности; борьба его за собственный текст (на этот аргумент особенно напирает Александр Мелихов: нельзя, мол, так отстаивать чужое) оборачивается борьбой за свою литературную славу и статус; и вовсе уж трудно противопоставить что-либо утверждению о том, что роман по главному своему пафосу совсем не большевистский и даже чуть ли уже не антибольшевистский… Правда, можно заметить, что он выглядит не особенно лестным и для казачества, традиции и скрепы которого оказались весьма хлипки, так что при первом общественном катаклизме все кинулись убивать всех. Вообще не очень понятно, что в Шолохове нашли так называемые патриоты и почвенники, — Пётр Бицилли ещё в тридцатые годы заметил, что ничего особенно комплиментарного там о казачестве не сказано. Но именно они сегодня громче всех настаивают на шолоховском авторстве, и это ещё один повод не присоединяться к столь несимпатичному хору.

Правда и то, что альтернативные кандидатуры — Фёдор Крюков и Вениамин Краснушкин — не выглядят особенно убедительными: любой, кто читал Краснушкина (Виктора Севского) и в особенности Крюкова, чувствует в «Тихом Доне» совсем другой темп, охват, другую плотность повествования, другую оптику и пластику, другую изобразительную силу. Но в реального Шолохова-автора верится не больше.

И всё же будем исходить хотя бы здесь из того, что у «Тихого Дона», «Поднятой целины» и «Судьбы человека» один автор со своей конкретной стратегией, а как, из чего и с чьей помощью он компоновал свои тексты — это вопрос к историкам; мы имеем дело с книгами, вот из них и попробуем исходить.

«Тихий Дон» перечитывается многими, «Целину» вспоминают реже. Я решил посильно выправить этот перекос и взглянуть на роман сегодняшними глазами — после двух переоценок: постсоветской (то есть антисоветской) и нынешней, неосталинистской.

Михаил Шолохов с дочкой Машей и сыном Мишей. 1940 год

2

С точки зрения чистой литературы «Поднятая целина» — плохой роман с несколькими сильными кусками, но хорошего романа о коллективизации у нас нет. О коллективизации практически невозможно написать сильную прозу. Для романа нужна концепция, а какая концепция тут возможна? Жиды и масоны переморили чистое, высоконравственное русское крестьянство? Этот взгляд ничем не лучше теории о том, как тёмную крестьянскую массу просветила и механизировала партийная воля. Коллективизация была явлением совершенно зверским, но вопрос об альтернативах ей остаётся дискуссионным: Чаянов и Кондратьев — главные экономисты двадцатых — были уничтожены, идеи их не реализованы, о применимости их теперь спорить бессмысленно. По всей вероятности, НЭП был обречён; видимо, обречено было и крестьянство — непосредственно после победы большевиков. Что получилось бы у Столыпина, чью реформу считали запоздалой и сторонники, — тоже спорят и тоже без толку. То, что коллективизация в 1929–1930-х годах проводилась с чудовищной жестокостью и полным непониманием русской сельской жизни (хотя колхозы и вызывали совершенно искренний восторг у части русской интеллигенции, не обязательно еврейской), было ясно и самим коллективизаторам; Сталин вынужден был несколько отыграть назад, но до голода, превосходившего по масштабам поволжский ужас 1921–1922 годов, довести успел. Одни полагают, что русская крестьянская цивилизация была в тридцатых уничтожена, другие — что надломлена, третьи — что она и так находилась в кризисе, и не сказать чтобы в постсоветское время деревня возродилась; как бы то ни было, объективный взгляд на эту трагедию невозможен, ибо встаёт вопрос о судьбе русской цивилизации как таковой, а мы не знаем даже приблизительно, на какой стадии пребывает сегодня империя и насколько она эффективна в целом. В результате социальный заказ на срочный роман о коллективизации, да ещё и на Дону, где индивидуалистические традиции всегда были сильны, а общины в среднерусском понимании вообще не было, — мог привести только к имитации романа, к замене его набором пёстрых олеографических картинок, что Шолохов и осуществил. Надо признать, стратегия его была оптимальна; никакого отношения к реальности его книга, понятное дело, иметь не могла, но от него ведь это и не требовалось. Требовалась художественно исполненная агитка, оправдание грандиозной неудачи — бытовало же определение: социалистическим реализмом называется искусство хвалить начальство в доступной для него форме. Надо было описать такую коллективизацию, чтобы начальство (прежде всего Сталин) само поверило, что у него в конце концов, после ряда перегибов на местах, всё получилось. И Шолохов такой

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

90 минут и шесть миллионов жизней 90 минут и шесть миллионов жизней

На Ванзейской конференции был согласован план «решения еврейского вопроса»

Дилетант
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
Александр: империя за 12 лет Александр: империя за 12 лет

Блестящие военные победы царя Македонии перекроили карту античного мира

Дилетант
Незнакомые символы Незнакомые символы

Зачем клубам – даже очень популярным – нужен редизайн эмблемы

Ведомости
Дар Богдана Дар Богдана

XVII век был полон неудачных бунтов, исключение — восстание Богдана Хмельницкого

Дилетант
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею

Картина Александра Литовченко изображает богатство русского царя Ивана Грозного

Дилетант
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Генри Дарджер Генри Дарджер

Судьба Генри Дарджера трагична или триумфальна?

Дилетант
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
Робингудская «почемучка» Робингудская «почемучка»

Отвечаем на наиболее распространённые вопросы о Робин Гуде и Средних веках

Дилетант
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Летняя косметичка: что убавить, что прибавить Летняя косметичка: что убавить, что прибавить

Как пережить жару и сохранить красоту? Золотые правила ухода

Добрые советы
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
Американские врачи выполнили первую в мире пересадку мочевого пузыря Американские врачи выполнили первую в мире пересадку мочевого пузыря

Хирурги впервые в мире пересадили пациенту мочевой пузырь от мертвого донора

N+1
Пути к вершинам: 5 самых необычных канатных дорог в мире Пути к вершинам: 5 самых необычных канатных дорог в мире

Самые впечатляющие подъемники, от которых захватывает дух

ТехИнсайдер
Насколько вы терпеливый человек? Психологический тест для самопознания Насколько вы терпеливый человек? Психологический тест для самопознания

Выберите свечу и узнайте, насколько вы терпеливы

ТехИнсайдер
Шаг к здоровью питомца: как подобрать правильный корм для домашнего животного Шаг к здоровью питомца: как подобрать правильный корм для домашнего животного

О том, как надо кормить кошек и собак в соответствии с их видовыми особенностями

ТехИнсайдер
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Всем построиться! Всем построиться!

Сергей Кузнецов охотно делится взглядом на архитектуру и урбанистику

Men Today
«Мы боремся с инфляцией ценой экономического роста» «Мы боремся с инфляцией ценой экономического роста»

Эксперт ЦМАКП — о состоянии экономики, промышленности и инвестиций

Монокль
Индустрия со вкусом Индустрия со вкусом

Какой сейчас является пищевая промышленность Москвы

Ведомости
Большая Пысса хулигана Большая Пысса хулигана

История взлета и падения самой скандальной программы нулевых

Правила жизни
«Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским «Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским

Валентин Словетский — классик русского рэпа. Поговорили с ним о новом альбоме

Правила жизни
Братья Либа Братья Либа

Творчество братьев Либа разноцветной палитрой бушует между двумя точками

Afternoon Seasons of life
Человек с пистолетом и совестью Человек с пистолетом и совестью

Чем Клинт Иствуд важен не для истории кино, а для нас сегодняшних

Weekend
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
Женщины, которые слишком много думают: почему мы так зацикливаемся на негативе Женщины, которые слишком много думают: почему мы так зацикливаемся на негативе

Почему женщины зацикливаются на тревожных мыслях? Ищем ответы в книге психолога

Forbes
Основательница ансамбля «Толока» — о традиции и современности Основательница ансамбля «Толока» — о традиции и современности

Как появилась идея ансамбля «Толока» и как она воплотилась в жизнь?

РБК
Открыть в приложении