Как Геннадий Шпаликов выдумал «оттепель»

Дилетант18+

Геннадий Шпаликов

Портретная галерея Дмитрия Быкова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ

1.

Фраза Натальи Рязанцевой, первой жены и коллеги Шпаликова, о том, что он выдумал «оттепель» и теперь мы воспринимаем эту эпоху по его лекалам, — стала поистине крылатой. Шпаликов стал не столько самой популярной или влиятельной, но именно ключевой фигурой «оттепели», и уж по крайней мере, единственным человеком, который при всём огромном таланте не смог без неё существовать. В нём сошлись все главные приметы эпохи: тревога, безотцовщина, мрачная насмешливость, сексуальная раскрепощённость, алкогольное дионисийство (постепенно переходящее в мрачное пьянство), гениальная и многообразная одарённость, предчувствие ранней гибели. Может быть, Шпаликов бы выжил, занимайся он не кинематографом, а журналистикой или прозой. Художник ведь предпочитает реализоваться в той области искусства, которая популярна: Пастернак мог стать и художником, и музыкантом, и философом, а стал поэтом, впоследствии прозаиком. Бродский по темпераменту был бы замечательным политическим деятелем, по характеру — пилотом, а пришлось опять-таки идти в поэты (да и какие другие профессии были в ассортименте для человека с такими данными?). Тарковский пошёл в кино неожиданно для себя самого, Данелия тоже мечтал о живописи либо архитектуре, Соловьёв — о прозе, как и Шукшин. Шпаликов был прежде всего поэтом, и сохранившиеся фрагменты его романа намекают на подлинно великую прозу совершенно нового типа. Но в моде было кино, оно переживало ренессанс, и он оказался во ВГИКе. А кино — дело коллективное, азартное, его в стол не снимешь, в самиздате не распространишь; и потому, когда у него кончились возможности работать, вместе с ними кончилась жизнь. Его многие любили, с ним заключали договоры, его пускали пожить, — но всё это были чужие углы, чужие фильмы и чужое время. Шпаликов застал эпоху, когда творчество было естественным, и исчез, когда оно стало запретным. При этом его дар никуда не уходил, профессионализм не деградировал, его последние сценарии значительно лучше ранних, а «Девочка Надя, чего тебе надо?» — вообще вершина. Но другие могли иногда ради выживания притворяться, а он не мог — и умер вместе со своим временем. Кстати, Трифонов и Тарковский — тоже. Можем ли мы представить их в девяностые? То-то и оно.

2.

Биография Шпаликова коротка и во многом параллельна биографии Высоцкого, и работали они в одних и тех же литературных жанрах: авторская песня, пьеса, сценарий (Высоцкий мечтал к концу жизни уйти в режиссуру и драматургию, и три его сохранившихся сценария превосходны — в особенности, конечно, «Где центр»).

Шпаликов родился 6 сентября 1937 года в карельской Сегеже, а повесился в Переделкине ровно 50 лет назад, 1 ноября 1974-го, в самое поганое осенне-зимнее время, в самый разгар застоя, когда все уже вроде бы вписались и попривыкли. Фамилия его была, в сущности, Шкаликов, но отец заменил букву, чтобы уйти от алкогольных ассоциаций и, может быть, предзнаменований; тем не менее от судьбы не уйдёшь — национальная болезнь терзала Шпаликова всю жизнь. До конца шестидесятых это были невинные застолья, обычные для московской богемы, и если бы не депрессия последних лет, всё могло обойтись: человек спивается, когда ему становится незачем жить.

Его отец пропал без вести — тут вечная пытка неизвестностью и надеждой — в январе сорок пятого года. Он мог не попасть на фронт вообще, поскольку работал в Военно-инженерной академии, но в сорок третьем добился того, что его призвали. Для Шпаликова вопрос о будущей профессии был решён в раннем детстве. Главной темой и травмой Шпаликова была война. Поразительно, как много о ней говорят и думают в «Заставе Ильича», как много её в стихах и песнях Шпаликова, как она начала отзываться в кино второй половины шестидесятых, — мы рассмотрим потом, почему; естественно, что он поступил в Киевское суворовское училище (брат матери тоже был военным, полковник, он и посоветовал Киев). Шпаликов был к семье очень привязан, но в училище не жаловался и показывал превосходные результаты в спорте и строевой подготовке. В 1955-м он был зачислен в Московское пехотное училище, кремлёвское, элитное, стал там командиром отделения, опубликовал первые стихи, был на отличном счету, — но во время учений повредил колено и к службе оказался негоден. Кремлёвка отсеивала людей и с менее тяжёлыми травмами — она готовила строевую элиту. Он поступил во ВГИК, потому что кино после позднесталинского «малокартинья» стало самым модным и востребованным делом, потому что в СССР приехало уже не трофейное, а настоящее иностранное кино, французское, латиноамериканское, потому что приехали Жерар Филип и Ив Монтан, — и потому, что в себе как поэте был уверен не до конца, и поэт не профессия. Шпаликов очень быстро стал звездой ВГИКа, — если бы там были воинские должности, он и тут стал бы командиром отделения. Образовался «круг Шпаликова», его упоминали все писавшие о нём, и память о нём долгое время объединяла всех этих людей. Он женился на самой умной девушке ВГИКа, все сходились на этом, хотя она ничего ещё не написала: просто она умела так молчать. И это не было игрой в роковую красавицу, просто она с самого начала всё про всех знала, её звали Наташа Рязанцева.

Наталья Рязанцева — мой самый любимый сценарист, и когда-нибудь я о ней напишу отдельный большой очерк в эту рубрику: как большинство российских кинодраматургов, она была прежде всего прозаиком со своим стилем, с абсолютной точностью и прямотой называния вещей своими именами. Она всегда писала о неразрешимых конфликтах, о ситуациях, в которых не было правых и виноватых; точнее многих она определила и тему Шпаликова — «он всегда писал о взаимной невыносимости хороших людей». У Рязанцевой тоже был круг, и я в этот круг входил, хотя виделись мы не слишком часто, я боялся ей надоедать, она вообще никого к себе не приближала в силу абсолютной врождённой самодостаточности. Думаю, она любила в жизни двух людей — второго мужа Илью Авербаха и многолетнего спутника Мераба Мамардашвили. В ней всегда, с юности, думаю, что и с детства, — было какое-то априорное трезвое и ясное знание о жизни, и Шпаликов потянулся к ней именно потому, что у него был абсолютный вкус, чутьё на всё главное и лучшее. Она его не любила, признавалась в этом, но восхищалась его прозой и стихами, очерками, этюдами, вообще богатством личности. Бывают богатые люди, которым не надо мучиться над текстом, которые обладают интуицией и врождённым чувством композиции, умеют всё (вот Визбор был такой, но приземлённее) — сочинять, играть на гитаре, плавать, бегать, влюбляться, обольщать; Шпаликов был сказочно обаятелен и расцветал от общего внимания. Но — вот ещё важная черта таких людей — они совершенно не выносят недоброжелательства, от него они увядают мгновенно. Шпаликов мог хоть сутки без перерыва писать сценарий, если ему нравилась идея, и ничего не мог делать в чуждых для себя жанрах. Ему просто скучно становилось. Представить нельзя, чтобы он написал производственную драму, или это получилась бы драма фантастическая, я не знаю, вроде виановской — о производстве, например, хорошего настроения или сексуальной привлекательности. Почему я вспомнил Виана? А они вообще были похожи, ведь это у Виана в «Пене дней» Колен вынужден работать на производстве оружия и выращивать винтовки теплом своего тела. Шпаликов мог с наслаждением и моцартианской лёгкостью выдувать свои хрупкие стеклянные конструкции, а делать вещи чугунные он не мог. Но он мог научить веществу кино — тому, которое есть, например, у обожаемого им Жана Виго, создателя великой, необъяснимой, непереводимой ни на один язык «Аталанты». Это ему передаётся привет в финальных кадрах «Долгой счастливой жизни», когда бесконечно долго плывёт баржа. И его учеником, например, стал Александр Миндадзе — лучший сценарист следующего поколения, а впоследствии крупный авангардный режиссёр. Миндадзе учился у Валентина Ежова («Баллада о солдате») и Шпаликова. И защитившись, побежал для них за бутылкой, и они тут же вместе её распили.

Брак с Рязанцевой продержался недолго, но дружили они до самой смерти Шпаликова. Шпаликов приезжал к ней в Ленинград, когда она была уже замужем за Авербахом, и уговаривал вернуться. Авербах, кстати, относился к этому с пониманием. Шпаликов дал Рязанцевой поразительно точную реплику в сцене застолья в «Заставе Ильича»: «Как хорошо, что никто никого не знает. Со своими так скучно!» Она говорит это своим знаменитым медленным голосом, который гениально умеет копировать Алла Демидова, а больше так ни у кого не получается.

«Застава Ильича» была самым загадочным фильмом шестидесятых, потому что авторы не знали, что хотят сказать. Они это чувствовали, но выразить не могли. Кино вообще, как сказано выше, с трудом переводится на другие языки. Марлен Хуциев — гений атмосферы, мастер, наделённый абсолютным чутьём на запах, воздух, звук эпохи. Он первым снял про загустевшее, некоммуникабельное, даже и скучное время второй половины шестидесятых, и ядовитый Жолковский тогда назвал его Антониони Павловичем. Но в «Заставе» воздух совершенно другой, это какая-то квинтэссенция тревожной, зыбкой, но главное — в каждом кадре живой атмосферы шестьдесят второго. Живой, но трагической.

Геннадий Шпаликов и Наталья Рязанцева. 1961 год

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почитать. Топ-10 Почитать. Топ-10

Подборка актуальных книг на тему истории и литературы

Дилетант
Чем привлекает SERES M7? Прежде всего запахом Чем привлекает SERES M7? Прежде всего запахом

Тест-драйв премиального китайского кроссовера SERES M7

4x4 Club
Соль европейской земли Соль европейской земли

Сегодня соль дешева, как пыль, но когда-то ценилась на вес золота

Знание – сила
Оптическая или цифровая: какая стабилизация лучше, и зачем она вообще нужна Оптическая или цифровая: какая стабилизация лучше, и зачем она вообще нужна

Зачем вообще нужна стабилизация изображения в смартфонах и камерах?

CHIP
Как похорошела Москва… Как похорошела Москва…

При Иване Калите в Москве впервые были построены каменные храмы

Дилетант
Ураган «Мария» вынудил геликонии сменить опылителей Ураган «Мария» вынудил геликонии сменить опылителей

Ураган «Мария» изменил состав опылителей у двух видов местных геликоний

N+1
Уютное и доброе фэнтези: 5 бестселлеров и новинок для осеннего чтения Уютное и доброе фэнтези: 5 бестселлеров и новинок для осеннего чтения

Атмосферные, согревающие истории поднимут настроение холодными вечерами

Maxim
Что происходит в мозге человека, когда он смотрит на шедевр Вермеера Что происходит в мозге человека, когда он смотрит на шедевр Вермеера

Ученые измерили реакцию мозга при просмотре картины Йоханнеса Вермеера

ТехИнсайдер
Мобильная лаборатория: проверка на дорогах Мобильная лаборатория: проверка на дорогах

Как устроен диагностический комплекс для мониторинга состояния дорожных покрытий

Наука
Вторая половинка для тех, кто родился целым: что такое близость в паре и как ее создать Вторая половинка для тех, кто родился целым: что такое близость в паре и как ее создать

Что такое истинная близость? Откуда происходит миф о половинах?

VOICE
Каждому по наклонностям Каждому по наклонностям

Режиссеры и их фирменные напитки

Weekend
ИИ наступает: что ждет российский агротех ИИ наступает: что ждет российский агротех

Зачем фермерам искусственный интеллект и беспилотники

Inc.
Эффекта ноль Эффекта ноль

4 самые бесполезные косметологические процедуры — мнение врача

Лиза
«Реалити-шоу срывает все маски» «Реалити-шоу срывает все маски»

Женя Кривцова о Колумбии, жизни под прицелом телекамеры и дворовом детстве

OK!
Нарядилась Нарядилась

Александра Ребенок — о том, как вырасти в маминых платьях, а потом — из них

Новый очаг
Дизайнер Никита Калмыков — про свой бренд ODOR, реализм и вдохновение — интервью на «Снобе» Дизайнер Никита Калмыков — про свой бренд ODOR, реализм и вдохновение — интервью на «Снобе»

Никита Калмыков о фаст-фешене, старинных кружевах и объемах продаж

СНОБ
Совсем не «Круть»: почему Виктор Пелевин четвертый год пишет книги об одном и том же Совсем не «Круть»: почему Виктор Пелевин четвертый год пишет книги об одном и том же

«Круть»: почему эта книга Виктора Пелевина заставляет испытывать испанский стыд

Forbes
Первая прямая телетрансляция Первая прямая телетрансляция

Днём рождения немецкого телевидения принято считать 22 марта 1935 года

Дилетант
Вы поразитесь! Вот для чего на самом деле была изобретена пузырчатая пленка Вы поразитесь! Вот для чего на самом деле была изобретена пузырчатая пленка

Раньше знаменитую «пупырку» использовали совершенно иначе

ТехИнсайдер
Кир Булычев. Поперек реки Хронос Кир Булычев. Поперек реки Хронос

Чем Кир Булычев резко выделялся на фоне друзей и соратников по перу?

Знание – сила
Для аптечки, уборки и защиты от насекомых: химик назвал самые полезные эфирные масла Для аптечки, уборки и защиты от насекомых: химик назвал самые полезные эфирные масла

Как с помощью эфирных масел снять стресс после долгого дня и укрепить иммунитет

ТехИнсайдер
Что полезнее: начос или чипсы? Узнайте ответ и делайте правильный выбор! Что полезнее: начос или чипсы? Узнайте ответ и делайте правильный выбор!

Почему вам стоит выбрать начос вместо картофельных чипсов?

ТехИнсайдер
Я наблюдаю не первую волну революционных взглядов в искусстве — Аристарх Чернышев Я наблюдаю не первую волну революционных взглядов в искусстве — Аристарх Чернышев

Ольга Вад поговорила с Аристархом Чернышевым о технологии создания медиаработ

СНОБ
Северный путь Северный путь

Какое кино снимается в Якутии, Бурятии и Тыве

Знание – сила
Туристическая подлодка и летающий автомобиль: топ-5 забытых изобретений из СССР Туристическая подлодка и летающий автомобиль: топ-5 забытых изобретений из СССР

Рассказываем о 5 выдающихся, но забытых изобретениях Страны Советов

ТехИнсайдер
Секреты фокусировки: как избежать отвлечений и эффективно работать Секреты фокусировки: как избежать отвлечений и эффективно работать

Как развить навык сосредоточенности?

Psychologies
Нужная деталь: почему в центре древних китайских монет есть квадратное отверстие Нужная деталь: почему в центре древних китайских монет есть квадратное отверстие

Почему древние китайские монеты выглядят так необычно?

ТехИнсайдер
Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней

Дизайнер Павел Стародубцев — про Артемия Лебедева и русский визуальный код

СНОБ
Пережил айсберги и военный конфликт, а утонул прямо в порту: странная история советского теплохода “Башкирия” Пережил айсберги и военный конфликт, а утонул прямо в порту: странная история советского теплохода “Башкирия”

«Башкирия» — что особенного было в этом советском теплоходе?

ТехИнсайдер
Потолок золотой: как ограничение бюджетов в «Формуле-1» помогло заработать всем Потолок золотой: как ограничение бюджетов в «Формуле-1» помогло заработать всем

Как организаторам «Формулы-1» удалось вернуть к ней интерес

Forbes
Открыть в приложении