Его не поглотил поток текущих дел…
Он родился при Екатерине Великой, застал императора Павла, был александровским дипломатом и успешным николаевским чиновником. Но по-настоящему раскрылся в правление царя-реформатора — Александра II, чьи начинания воскресили в душе престарелого имперского администратора юношеские мечты и честолюбивые намерения.
Дмитрий Блудов родился в обычной дворянской семье, имевшей хорошие родственные связи и способной дать ребёнку отменное домашнее воспитание и образование. Он превосходно знал древние и новые языки — французский, немецкий, итальянский, однако главным было другое — необычайная начитанность, превосходная память и отличное владение пером. Книголюб и книгочей, он до конца дней пополнял свою превосходную библиотеку и сумел привить любовь к чтению всем домашним. Племянник Гавриила Державина и кузен Владислава Озерова, в молодые годы он принимал самое живое участие в литературной жизни, приятельствовал с Петром Вяземским и Василием Жуковским, а позднее — со знаменитой Жерменой де Сталь.
Входил в число основателей общества «Арзамас», получившего своё название от сатиры Блудова «Видение в Арзамасе» (близ Арзамаса располагалось имение Блудовых), а собрания проходили на квартире литератора-любителя. Писал стихи и прозу как по-русски, так и по-французски, но никогда не имел намерения целиком отдаться литературе. При этом никогда не оставлял пера, с годами сосредоточившись на истории. Входил в кружок Николая Карамзина, который якобы настаивал, чтобы Блудов написал новую историю России. Завета не исполнил, но за свой счёт издал последний том карамзинской «Истории».
Несмотря на государственные заботы и скромные средства, Блудов до конца своих дней привечал литераторов. Говорили, что вся русская литература до опубликования прошла через гостиную Блудовых.
Александровский дипломат
В 1800 году при посредничестве друга семьи генерал-фельдмаршала Михаила Каменского 15-летний Блудов поступил в Московский архив Коллегии иностранных дел, а с воцарением молодого императора, либеральные идеи которого горячо поддерживал, перебрался в столицу, где пользовался покровительством Каменского и Иоанна Каподистрия. Последний считал Блудова «перлом» отечественной дипломатии. Спустя время стал выполнять самостоятельные дипломатические поручения. В 1812-м Блудов был командирован в Стокгольм для сближения шведской династии Бернадотов с Россией (на фоне войны с Францией), а в 1817-м — в Лондон, где занимался контрпропагандой — в английской прессе опровергал вредные для отечества мнения и слухи. Здесь, по романам Вальтера Скотта, он выучил английский язык.