«Дегенераты у власти», или Диагноз доктора Кронфельда
В мае 1932 года знаменитый немецкий психиатр профессор Артур Кронфельд был приглашён судом в Мюнхене в качестве эксперта по скандальному делу: фюрер Национал-социалистической германской рабочей партии (НСДАП) Адольф Гитлер подал в суд за клевету на журналиста Вернера Абеля.

Суть дела была в следующем. В опубликованной в журнале Die Weltbühne («Мировая трибуна») статье Абель утверждал, что Гитлер принял от дуче фашистской Италии Бенито Муссолини при посредничестве майора итальянской армии Мильорати деньги в сумме 10 миллионов лир. По законодательству Веймарской республики, Гитлер, будучи вождём политической партии, представленной в рейхстаге, не имел права получать финансирование из-за рубежа. Приняв иностранные деньги, Гитлер совершил государственную измену.

Фото 1932 года
Поскольку обе стороны, словно сговорившись, кивали на психическую ненормальность друг друга, суд счёл необходимым пригласить для официальной экспертизы психиатра. Им стал доктор Кронфельд. Психиатр вынес ясное и однозначное заключение: Гитлер — ярко выраженный психопат. «Три дня сидел я вместе с Гитлером и его сообщниками в небольшой свидетельской комнате, ожидая допроса, — писал Кронфельд. — Это время я использовал для внимательного наблюдения героя процесса».
Медицинская характеристика, данная Кронфельдом Гитлеру, похожа на политический памфлет, основанный не только на личных наблюдениях, но и на собранных свидетельствах о Гитлере, главным образом негативных. Психиатр называет Гитлера «плохим актёром, разыгрывающим роль императора». По словам Кронфельда, в зале суда Гитлер совершенно не владел собой, а порой кричал так, что на его губах появлялась пена. В характере фюрера он усмотрел такие черты, как трусость, лживость, «самообожествление», тщеславие, истеричность, «садистическую жестокость», раздражительность, «полное отсутствие сострадания и склонность к суеверию и мистике».

фон Шенерер.
Фото начала ХХ века
В 1933 году, когда нацисты пришли к власти в Германии, у Кронфельда, еврея по происхождению и социал-демократа по политическим убеждениям, появились все основания опасаться за свою жизнь. Кроме того, он занимался «крамольной» в Третьем рейхе наукой — сексологией: руководил отделением «душевных половых расстройств» в Институте сексуальных наук. 6 мая 1933 года институт был закрыт нацистами, а его библиотека сожжена. К тому же на упомянутом процессе Кронфельд признал Абеля вменяемым, а Гитлера — психопатом.
В 1934 году нацисты лишили Кронфельда учёных степеней и научных званий, запретили медицинскую практику. Доктор с женой уехали в Швейцарию, но эта страна не предоставила им убежища. В 1936 году Артур Кронфельд и его жена эмигрировали в Советский Союз. Светилу европейской науки предоставили трёхкомнатную квартиру в центре Москвы, куда он вывез из Швейцарии свою богатейшую библиотеку, коллекцию французской бронзы и роскошную мебель. Через год после приезда в СССР (за этот год он выучил русский язык и получил советский паспорт) Кронфельд занял пост руководителя отдела экспериментальной патологии и терапии психозов в невропсихиатрическом институте им. П. Б. Ганнушкина. Профессор консультировал советского вождя и многих высокопоставленных партийных деятелей.

Но Кронфельд интересовал советскую власть не только как врач и учёный, но и как человек, соприкасавшийся с верхушкой Третьего рейха. В 1939 году по заданию НКВД он написал брошюру «Дегенераты у власти», напечатанную «для служебного пользования» тиражом всего 50 экземпляров. В период советско-германской «дружбы» сентября 1939 — июня 1941 года о нацистских «дегенератах у власти» в СССР предпочитали не говорить вслух. Однако после нападения нацистской Германии на Советский Союз брошюра Кронфельда была издана стотысячным тиражом в издательстве газеты «Медицинский работник» и стала доступна широкому кругу читателей.