Большой Тронный зал и Большая церковь
Зимний дворец, как писал его создатель, архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, был возведён «для славы всероссийской». Анфилады его парадных залов — зримые свидетельства богатства, могущества, процветания. Среди них два обладают особым значением: Большой Тронный зал и Большая церковь.
Здесь проходили самые важные и торжественные церемонии, с ними связаны события, имевшие судьбоносное значение. Можно сказать, что строительство церкви началось раньше самого дворцового здания. Точнее, когда 14 октября 1753 года была заложена новая придворная церковь, предполагалось в очередной раз переделать и расширить дворец, доставшийся Елизавете Петровне от её предшественницы Анны Иоанновны. Через некоторое время императрица приняла проект Растрелли, предусматривавший снос старого и возведение совсем нового здания, в котором рядом с церковью с одной стороны расположились личные покои правительницы, с другой — ряд парадных залов, начинавшийся от главной лестницы.
Императрица Елизавета повелела посвятить дворцовую церковь самому радостному и светлому празднику Воскресения Христова. Освящение состоялось уже при императоре Петре III, а спустя год короновавшаяся в Москве новая императрица Екатерина II привезла из древней столицы икону «Спас Нерукотворный». Созданная для царя Алексея Михайловича, эта икона сопровождала Петра Великого на протяжении всей жизни. В её честь дворцовый храм был освящён заново во имя Спаса Нерукотворного образа (хотя сама чудотворная икона вскоре была перенесена в домик Петра I на Петроградской стороне для поклонения всех желающих).
Иконы для иконостаса придворного храма создавались по специальной программе, составленной духовником императрицы Елизаветы протоиереем Фёдором Дубянским. Согласно канону, на царских вратах — образы евангелистов и сцена Благовещения, по сторонам — изображения Христа Вседержителя и Богоматери на троне, выше по центру — «Тайная вечеря», и над ней — храмовая икона «Воскресение Христово». В верхних рядах разместились иконы святых, чьи имена носили члены семьи Елизаветы (сама императрица, её племянник, его жена и сын), а также святых, в дни памяти которых члены венценосной семьи появились на свет (например, о днях рождения Екатерины и Елизаветы напоминала икона святых Иануария и Себастьяна). Икона святых Климента, папы римского и Петра Александрийского напоминала о дне восшествия Елизаветы