Digital-сотрудники и «аналоговые» начальники: как им договориться?
Свои «особенности национальной мотивации» наблюдаются у разных поколений россиян. Чего хотят сотрудники от работодателей и наоборот? Как договориться цифровому поколению Z и аналоговому поколению Х?
Представителями разных поколений движут разные мотивы, в том числе и тогда, когда дело касается трудоустройства. К такому утверждению пришли российские и зарубежные исследователи. А тот факт, что среди работодателей преобладают представители поколения X, делает задачу выстроить коммуникации с цифровиками Z трудной. Но вполне решаемой, если их особенности учесть и использовать по максимуму.
Впервые о теории поколений ее авторы Нил Хоув и Уильям Штраус объявили в книге «Поколения». В новых работах они продолжили тему, нашли общие и отличительные черты у тех, кто был рожден в один и тот же исторический период, равный 20 годам. По их мнению, представителей одного поколения объединяют не только одни и те же ключевые события, но и общие ценности и модели поведения.
У теории были и есть последователи и противники. Тем не менее предложенная градация вошла в обиход. И теперь уже все знают о поколениях беби-бумеров, Х,Y, Z и даже новом — Альфа. В России градация несколько отличается от оригинальной, считают некоторые российские исследователи. Наиболее известная сегодня адаптация Евгении Шамис делит россиян на следующие группы:
- Величайшее поколение (1900—1923);
- Молчаливое поколение (1923—1943);
- Поколение беби-бумеров (1943—1963);
- Поколение Х («Икс») (1963—1984);
- Поколение Y («Игрек») (1984—2000);
- Поколение Z «Зэд» (c 2000).
Но текущий момент интересен тем, что сегодня, как 12 месяцев у костра, в одной цифровой эпохе собрались все поколения. Еще живы поколения тех, кто прошел или помнит Великую Отечественную войну, тех, кто родился во время войны и после нее. Поколение Х — это родители игреков и зетов, их учителя и преподаватели вузов. И, наконец, люди Х — основные работодатели для поколения Z.
Пандемия ускорила процесс цифровизации. Как в этих условиях понять друг друга тем, кто не знает аналоговой реальности, и тем, кому приходится осваивать новые правила, в которых поколение Z как рыба в воде? Что мотивирует разные поколения и как им найти точки пересечения интересов?
Этим вопросом задалась кандидат психологических наук Сима Мусатова. Она вместе с коллегами провела исследование мотивационных факторов и перекрестных ожиданий участников рынка труда в условиях цифровизации1.
Карьера, самореализация или зарплата?
«Для поколения X важнее всего заработная плата, приобретение нового опыта и возможность самореализации, — рассказывает исследователь. — Наименее важны для них такие критерии, как стабильность и близость работы к дому.