Диалог на турецком: к чему быть готовым при ведении бизнеса с турецкими партнерами
Турция — один из наиболее дружественных партнеров России, и бизнес-связи между странами активно развиваются. Об особенностях взаимодействия России и Турции, своеобразии культуры и менталитета этой ближневосточной страны поговорили с президентом ассоциации «Российско-турецкий диалог», партнером адвокатского бюро NSP Арсеном Аюповым и вице-президентом Марией Суворовской.
— На сегодняшний день ассоциация является одним из наиболее активных и эффективных объединений российского и турецкого бизнеса. Как сегодня турецкие компании воспринимают Россию?
Мария Суворовская (М.С): Турецкий бизнес видит в России, на наш взгляд, стратегического партнера, большой и перспективный рынок сбыта, возможности для промышленного сотрудничества. В мае 2021 года мы провели первый форум «Россия — Турция» на площадке РСПП, этот момент мы считаем началом деятельности ассоциации «Российско-турецкий диалог». Тогда основной точкой взаимодействия был строительный сектор, также в ряде регионов России развивались крупные промышленные предприятия, являющиеся успешным примером турецких инвестиций в Россию. Например, такие как «Хаят Кимья», «Кастамону Энтегре», «Джошкуноз», «Русджам» и другие. Сегодня налажено множество связей, и можно обозначить перспективные направления: энергетический комплекс, торговля, туризм, сельское хозяйство.
Особое место занимает логистика. Мы видим открывшиеся возможности в производстве и поставках оборудования для сельского хозяйства, обработки металла и дерева, стройматериалах, ретейле, даже продуктах питания. Например, российские пиво и квас очень популярны в Турции, а турецкие бренды одежды, как мы видим, успешно заняли место ушедших европейцев. Существует серьезный потенциал для совместных проектов и в сфере IT.
— Насколько ощутимо изменились деловые отношения между Россией и Турцией за последние полтора года?
Арсен Аюпов (А.А): Конечно же, на деловые отношения не могла не повлиять геополитическая обстановка в России. Санкции серьезно сказываются на торговле с турецкими компаниями. При этом и в самой Турции сегодня тоже немало сложностей. Высокая инфляция приводит к тому, что жизнь дорожает ежемесячно, и местные компании инвестируют в другие страны. В России им становится выгоднее делать бизнес, но они понимают все риски и проявляют осторожность. Например, одна компания должна была войти в строительный подряд в России стоимостью 15 млрд рублей. Одним из требований со стороны заказчика, российского банка, было предоставление корпоративной гарантии от материнской компании. Банк был санкционным, и турки, зная, что у них есть проекты в Европе, увидели риск последствий для их международных проектов. Они не пошли в этот проект, хотя условия были очень привлекательными.