Жизнь застрахуют по долям
Страховщики запускают продажи нового продукта

В этом году в инструментарии инвесторов появился новый долгосрочный продукт — долевое страхование жизни (ДСЖ). На российском рынке он должен заменить плохо зарекомендовавшее инвестиционное страхование жизни (ИСЖ). Новинка пока не обросла приятными бонусами — налоговым вычетом и гарантиями, но страховые компании уже начали заключать первые договоры.
Единые и долгосрочные
В 2022 году Министерство финансов вышло с инициативой создания так называемого единого налогового вычета (ЕНВ) для линейки долгосрочных финансовых инструментов. На конференции НАУФОР «Российский фондовый рынок» директор департамента финансовой политики Минфина (а ныне — заместитель министра) Иван Чебесков заявил, что в рамках ЕНВ будет создано три продукта: брокерский, пенсионный и страховой.
«Наверное, правильно гражданину дать возможность самому выбирать из линейки долгосрочных инструментов, но с единым налоговым вычетом»,— говорил он тогда (цитата по Frank Media). Брокерский продукт впоследствии реализовался в индивидуальный инвестиционный счет третьего типа (ИИС-3), пенсионный — в программу долгосрочных сбережений (ПДС). И ИИС-3, и ПДС были запущены в начале 2024 года. Страховой — долевое страхование жизни (ДСЖ) — 1 января 2025 года.
Параллельно был намечен уход с рынка инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Заключать договоры по ИСЖ, как планируется, нельзя будет уже со следующего года.
Доморощенный unit-linked
Рост рынка ИСЖ начался в 2016 году. Тогда прирост взносов на него, по данным «Эксперт РА», составил 102,8%. Причинами популярности стали низкие процентные ставки по депозитам и желание получить более высокий инвестиционный доход в сочетании с активной работой банков по продвижению ИСЖ, указывали аналитики рейтингового агентства.
Инвестиционное страхование жизни позиционировалось как российский unit-linked — продукт, сочетающий в себе страховую часть и инвестиционную. Такой полис давал возможность получить инвестиционный доход и страховую выплату в случае смерти. Однако банки, которые стали основным каналом продаж ИСЖ, первоначально позиционировали страховые договоры как аналог депозита с повышенной ставкой. При этом клиента зачастую не информировали о рисках инвестирования (в том числе о потере дохода) и о комиссиях за досрочное расторжение.
«Сейчас представленные на рынке полисы ИСЖ в большинстве случаев нельзя назвать полноценным инвестиционным продуктом, который также не дает и качественной страховой защиты»,— жаловался в конце 2021 года в интервью журналу «Современные страховые технологии» тогдашний директор департамента страхового рынка ЦБ Филипп Габуния (сейчас — зампред ЦБ). Он отмечал, что средняя доходность по полисам была ниже, чем по банковским депозитам.
Регулятор стал получать тысячи жалоб. «Жалобы растут более быстрыми темпами, чем растет число продаж [полисов]. Неудовлетворенность потребителей растет быстрее, чем объем рынка»,— сетовал в 2018 году глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута. Репутация ИСЖ была испорчена.
Долгосрочный сменщик
О возможном запуске нового вида страхования Банк России заговорил еще в 2016 году, а на следующий год даже выпустил доклад, где очертил первые контуры такого продукта. Но активизировалась работа над ДСЖ только в 2022 году, когда соответствующий законопроект был внесен в Госдуму. «Полис ИСЖ — это, по сути, краткосрочный сложный финансовый инструмент со страховым компонентом… А договор ДСЖ — это долгосрочные инвестиции плюс страховка, причем с государственными гарантиями и льготами. В этом между ними большая разница»,— объяснял «Российской газете» Иван Чебесков.