Машины, которых нам не хватает
Российские автомобили стали главными на отечественном рынке
Проблема нехватки новых машин остается главной на российском авторынке третий год подряд. В минувшем году расклад в автосалонах изменился кардинально. Отечественные марки оказались самыми востребованными, но спрос пока удовлетворить не в состоянии. Когда дефицит на авторынке может прекратиться, остановив рост цен, выясняли «Деньги».
«Товарная засуха», когда новые машины поступают в салоны практически штучно, вот уже третий год продолжает оставаться серьезным испытанием для российского автомобильного рынка.
Причины дефицита
Такое, казалось бы, забытое еще со времен советской плановой экономики понятие, как дефицит, начало появляться в лексиконе автодилеров еще в начале 2020 года с разгулом эпидемии коронавируса. Тогда из-за карантинных ограничений по всему миру останавливались конвейеры мировых автогигантов и производителей комплектующих, одновременно с закрытием границ начали давать сбой глобальные логистические цепочки.
Но самый мощный удар по автоиндустрии нанес глобальный кризис полупроводников, когда в 2020–2022 годах спрос на изделия микроэлектроники, в том числе в автопроме, порой на 10–30% превышал предложение. В результате нехватки чипов каждый из таких крупнейших мировых автогигантов, как Ford, General Motors, Toyota, Volkswagen, Stellantis, могли недосчитаться выпуска 1–1,5 млн автомобилей в год. В одном только 2020 году мировой авторынок недосчитался 12 млн новых машин, сократившись с 80 млн авто в 2019-м до 68 млн в 2020 году.
Пережив вместе с другими странами последствия пандемии, сейчас российский авторынок страдает от дефицита уже в связи с санкционными ограничениями.
Санкционный шлагбаум
Автопроизводители из недружественных стран включили красный свет официальным поставкам новых авто в Россию весной прошлого года, после начала СВО. По подсчетам ассоциации «Российские автомобильные дилеры», если до начала санкций на российском авторынке официально присутствовали 60 автомобильных марок, то сейчас их число сократилось втрое, до двух десятков брендов, а то и меньше.
Из-за ухода автомобильных компаний недружественных стран и последующей острой нехватки машин в салонах российский авторынок прежде всего просел в количестве продаваемых машин: напомним, что, по данным АЕБ, по итогам 2022 года он упал на 59%, до 687 тыс. автомобилей.
Серьезно изменился авторынок и структурно. Теперь костяк продаж здесь составляют российские и китайские бренды. По данным «Автостата», в феврале 2023 года 40% продаж новых легковых авто пришлось на три российские марки — Lada, УАЗ и ГАЗ. В спину им дышат около десятка китайских брендов, на которые приходится 36% рынка. Доля же прежних лидеров сжимается: на корейские, японские, европейские машины в текущем году приходится только 10%, 6% и 6% соответственно.
Нынешний рейтинг сильно контрастирует с тем, что был раньше: например, в феврале 2022 года на российском авторынке лидировали европейские и корейские автомобильные марки с долей в 28% и 23% от всех продаж, японские марки занимали 18%. На российские же марки в начале прошлого года приходилось только 20% продаж, на китайские — и вовсе 9%.
Нужны бюджетные машины
Больнее всего нехватка машин ударила по бюджетному сегменту авторынка. После введения санкций потребитель остался без привычных массовых моделей. По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры», в начале текущего года наибольший дефицит среди популярных иномарок массового сегмента в РФ зафиксирован на Renault, далее в списке идут KIA, Hyundai, Volkswagen и Skoda. «Наиболее остро не хватает европейских, японских и американских моделей автомобилей, чьи производители покинули российский рынок»,— сетует Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global. По его наблюдениям, ранее в России особенно востребованы были марки эконом- и премиум-класса и те авто, которые были произведены в самой стране, благодаря чему стоили еще дешевле. Среди них — Volkswagen Polo, Jetta, Tiguan, Nissan Qashqai, Toyota Camry, Renault Duster. По мнению эксперта, появился дефицит и в премиум-сегменте, так как россияне отдавали предпочтение в данной категории немецким производителям. Сейчас наблюдается дефицит последних моделей MercedesBenz, BMW, Audi, а также Toyota Land Cruiser.
Российские автомобили пока не могут полностью заменить ранее массово производимые в России иностранные популярные модели, считают эксперты. «В первую очередь ощущается нехватка легковых автомобилей В-класса в доступном ценовом сегменте около 1,5 млн руб.»,— считает Артем Киселев, директор по продажам продуктов автолизинга «ВТБ Лизинг». По его мнению, это та самая ниша, в которой еще недавно присутствовали популярные в том числе у таксопарков и операторов каршеринга Hyundai Solaris, KIA Rio, Volkswagen Polo и Skoda Rapid. Пока официально предложение в ней сформировано лишь за счет китайского седана Kaiyi Е5, выпуск которого был налажен недавно в Калининграде. Новая Lada Vesta, которая также может стать альтернативой утраченным моделям, пока выпускается в меньших объемах, чем существующий спрос, и лишь с менее востребованной механической коробкой передач. Версия с «автоматом» ожидается ближе к концу года.