Денежная энергия: как богатые наследницы умножают капиталы
После смерти отца миллиардерша Доминика Кульчик вложила часть своего состояния в предприятие по производству зеленой энергии, от которого хотел отказаться ее брат, — и теперь она богаче его. Рассказываем о женщинах, которые хоть и не заработали свое состояние сами, смогли приумножить наследство
Восседая на ярко-оранжевом диване в своем офисе в лондонском Мишлен-Хаусе, эклектичной бывшей штаб-квартире шинной компании, Доминика Кульчик бурно жестикулирует, обсуждая любимую тему. «Я за женскую энергию», — говорит наследница одного из крупнейших состояний в Восточной Европе. На ней красное «менструальное» платье в поддержку кампании по убеждению парламента Польши принять закон о бесплатных гигиенических прокладках в школах. Рассказывая о том, как патриархат усугубляет изменение климата, она наклоняется так далеко вперед, что чуть не падает.
45-летняя Кульчик 10 лет была замужем за польским князем Яном Любомирским-Ланцкороньским, затем развелась. Семь лет назад, через три года после развода, она приехала в Лондон. В 2020 году Кульчик купила таунхаус площадью 25 000 квадратных футов за $75 млн недалеко от Harrods.
«Все, что я делаю, — это то, во что я верю. Я не позволяю себе сомневаться и пытаюсь сделать это заразительным», — говорит она. Большую часть своей взрослой жизни она верила в документальные фильмы — приняла участие в создании более 70, в том числе «Обвиненных в колдовстве» (2017), «Прошу перемен» (2019) и «Борьбы за милосердие» (2023). Не стоит принимать ее за самодовольного дилетанта: хотя она, как и большая часть женщин-миллиардеров, унаследовала свое состояние, немногие активно увеличивают свое состояние — и Кульчик в их числе. Притом что даже покойный отец не ожидал от нее участия в бизнесе.
Ян Кульчик, который был самым богатым человеком в Польше с состоянием $4 млрд на момент своей смерти в 2015 году, готовил к управлению семейными инвестициями в нефть, газ, недвижимость и пивоварение своего сына Себастиана. Доминика занялась управлением благотворительным фондом, который она основала в год развода. «Мне говорили: «Эй, мы зарабатываем деньги, а ты их тратишь», — вспоминает она.
Но внезапная смерть отца из-за осложнений после небольшой операции на сердце запустила цепочку событий, которые привели к тому, что Доминика рассталась с братом и удвоила инвестиции в компанию Polenergia, которая занимается возобновляемыми источниками энергии. «Я человек, который считает, что энергия — это все, что есть, — говорит она о своем решении. — Все есть энергия».
С тех пор акции этого публично торгуемого независимого производителя электроэнергии выросли примерно в четыре раза. Сейчас рыночная капитализация компании составляет $1,2 млрд (Доминике принадлежит 43%). Компания только что открыла вторую по величине ветровую электростанцию в Польше, обеспечивающую электроэнергией 183 000 домов, — идеальное время, учитывая лихорадочный поиск в Европе альтернатив российской нефти и газу. Сегодня состояние Кульчик оценивается в $1,9 млрд. Это ниже, чем $2,1 млрд в 2021 году, но на $500 млн больше, чем состояние ее брата Себастиана. Он отказался дать комментарий для этой статьи.
Путь Кульчик к климатическому капитализму начался в 2017 году. Она снимала документальный фильм в Колумбии, когда ей позвонил генеральный директор Polenergia, входившей в обширный инвестиционный портфель, который унаследовали она и ее брат. Компания оказалась на грани краха из-за закона, который сделал почти невозможным строительство новых ветряных электростанций в Польше. Вместо того чтобы вкладывать больше денег в бизнес с большими долгами, Себастиан хотел его продать. «Помню, я была так зла! Я кричала как сумасшедшая, — говорит Кульчик. — Интуиция подсказывала: «Дорогая, ты должна остановить [потенциальную продажу]! Это твое будущее».