Илья Рашкин и Игорь Гирдин
Бизнесмены Илья Рашкин и Игорь Гирдин запустили производство первого в России электрогрузомобиля EVM PRO. Илья начинал с того, что изобретал у себя в гараже научное оборудование для извлечения молний, потом работал над электродвигателями для авиации, концепцией беспилотного самолета с вертикальным взлетом и посадкой, а в пандемию организовал одно из крупнейших предприятий по выпуску медицинских масок. В 2021 году его школьный друг и предприниматель Игорь Гирдин предложил Илье разработать небольшой электрогрузовик. От схемы, нарисованной на салфетке, до выпуска серийного автомобиля, собранного полностью из российских деталей, прошло всего два года.
Илья, сегодня ваш основной бизнес — производство первого российского электрогрузовика. Но это ведь не пер - вый ваш проект. Как вы начинали?
ИЛЬЯ: Увлечение электротехникой у меня с детства. Дедушка был военным связистом и лет с трех давал мне задачки по электротехнике: лампочки подключать, трансформаторы соединять. При этом объяснял все это простым языком. Именно он воспитал во мне любовь к технологиям и вообще явлениям, связанным с электричеством.
Уже в студенчестве, годах в 2010–2011, мы с друзьями у меня в гараже на даче собирали огромные высоковольтные транс - форматоры, необходимые для получения многометровых электрических разрядов. Это было нужно для исследования свойств специальных материалов — диэлектриков — и того, как они взаимодействуют с высоким напряжением. Это было интересно, я собрал команду увлеченных ребят, которыми двигали интерес и любопытство.
И постепенно это стало чем-то большим, чем увлечение?
ИЛЬЯ: Да, мы поняли, что делаем что‑то уникальное, это поддержал и спрос — первую установку мы продали неожиданно и за большие деньги. Тогда и родился первый бизнес по созданию сложных высоковольтных устройств. Наши разряды стали использовать как спецэффекты.
Как пришла идея электромобиля?
ИЛЬЯ: Спустя лет шесть я увидел в Италии первый электрический карт и подумал: а почему у нас в стране такого нет? Мы с командой взяли российский карт и разработали все необходимые узлы, чтобы поставить на него электродвигатель (правда, его мы тогда купили, с нуля решили не создавать). Меньше чем за год мы запустили этот проект, он пользовался большим успехом, назывался «Тесла-картинг».
Потом нам предложили заняться концепцией гибридного беспилотника с вертикальным взлетом и посадкой. Для него мы разработали уже свой электрический двигатель. Позже пришли заказы и на другие продукты, связанные с высокими технологиями. Мы выросли в хайтек-аутсорсинговое агентство. В 2020 году началась пандемия, и нам поручили разработать автоматическое оборудование по производству медицинских масок, что мы и сделали.
Игорь, как вы оказались в этой истории?
ИГОРЬ: Мы знакомы с Ильей еще со школьных времен. Сам я занимался бизнесом, в 2009-м открыл маркетплейс по онлайн-продаже техники и электроники. Потом работал в корпорации, которая занималась международной логистикой. Я бывал в разных странах и видел, что люди активно используют электромобили. Но в основном это были легковые машины. А для сегмента коммерческого транспорта вопрос стоимости сверхактуален, и у меня тогда возникла идея, что электрогрузовик мог бы стать эффективным бизнес-инструментом.