Что такое адаптивная архитектура: Беназ Фарахи
Одежда и мебель, стены и улицы. Естественная среда обитания человека последних веков – неестественный пейзаж, пустые вещи. Беназ Фарахи вдыхает жизнь в эти мертвые предметы, находя новые точки соприкосновения человека с его окружением. И окружение отзывается.
Еще в начале ХХ века заговорили о том, что наш мозг, управляя орудиями труда, меняет свое восприятие «схемы тела». Молоток, палка или камень временно рассматриваются им как естественная часть конечности, нечто вроде видоизмененной кисти руки. Сто лет спустя эта гипотеза была подтверждена экспериментально: удалось показать, что адаптировавшийся к работе с длинным захватом мозг начинает ошибочно оценивать длину руки, и лишь через некоторое время возвращает ее к нормальной. Такое «включение» можно пережить, проведя несколько часов среди объектов, придуманных Беназ Фарахи. Живо реагируя на обычные движения, а иногда даже и на мысли человека, они кажутся продолжением нас самих.
Работающая в США художница иранского происхождения активно использует самые отточенные научные инструменты — от 3D-печати до электроэнцефалографии и математического моделирования, — с их помощью перебрасывая мостик между неживым и живым. Технологии делают созданные человеком вещи естественной частью его собственного тела, интерактивными объектами, чья жизнь тесно переплетена с его собственной повседневной жизнью.
Свобода и интерактив
Технологии размывают и другие границы — традиционное профессиональное, ремесленное разделение художников. Благодаря им в наши дни стремительно сокращается дистанция между устроителями перформансов и инженерами, между скульпторами и материаловедами — по словам художницы, эта ситуация напоминает эпоху Ренессанса с ее «универсальными гениями». «Микеланджело был и архитектором, и художником, и скульптором, и поэтом. Он был и тем, и другим, и третьим одновременно, — рассказала Беназ Фарахи «Популярной механике». — Сегодня настало время художников нового Ренессанса, которые способны соединять в себе разные идеи и направления… Я верю в междисциплинарный подход». Поразительное видение мира от художницы, выросшей в консервативном обществе Ирана. «Иран не лучшее место работы для женщины-художницы, — признается Беназ Фарахи. — И главной проблемой является ограничение доступа к информации, к происходящему в остальном мире. Огромное число веб-сайтов, включая YouTube, которым я пользуюсь в поисках подсказок для того, чтобы делать свои проекты своими руками, в Иране блокированы». Закончив местный университет и оказавшись на Западе, художница училась быстро и с жадностью: «Здесь я ощутила, что доступно все, и смогла, наконец, заниматься тем, чем хотела», — добавляет Беназ. Ее желания оформились быстро, за несколько лет, и превратились в целый ряд проектов на стыке искусства и инженерии, интерактивных пространств и живого окружения.