Руководство от бездействия: что нужно делать, если вы стали жертвой домашнего насилия
ЕСПЧ впервые присудил компесацию россиянке, ставшей жертвой домашнего насилия. Россия пока находится в группе стран, где женщина хуже всего защищена от насилия. В эту группу вместе с РФ входят Гаити, Федеративные Штаты Микронезии, Мьянма и Узбекистан
Европейский суд по правам человека встал на сторону россиянки, пострадавшей от домашнего насилия, и постановил выплатить ей 20 000 евро и возмещение юридических расходов. Пострадавшая Валерии Володина смогла инициировать лишь уголовное дело о нарушении неприкосновенности частной жизни из-за публикации интимных фотографий, которое вскоре было закрыто. Девушка обращался в полицию в течение двух лет, но так и не смогла добиться помощи от правоохранительных органов. В результате ей пришлось сменить имя и уехать из страны. ЕСПЧ отметил, что власти не осознают всей серьезности проблемы домашнего насилия, сложившейся в России.
По статистике, каждый год в России около 12 000 —14 000 женщин гибнут в результате домашнего насилия. Получается, от насилия в российской семье каждый час умирает одна женщина.
Эти печальные цифры связывают, прежде всего, с декриминализацией насилия. За побои в семье теперь нужно лишь уплатить штраф из семейного бюджета. В результате закон не только не защищает женщин от мужа-тирана, но и лишает денег ее саму и ее детей. Неэффективность этого вида наказания признал даже глава МВД Владимир Колокольцев. «Более чем в 70 % случаев по административным делам о побоях судами принимаются решения о назначении штрафа, что не в полной мере отвечает целям наказания. Зачастую данная мера не является серьезным сдерживающим фактором, а когда речь идет о близких людях — накладывает на семью еще и дополнительную финансовую нагрузку» — цитирует его слова пресс-служба МВД.
Россия осталась единственной страной в Европе, где нет закона об уголовной ответственности за домашнее насилие. В Новой Зеландии даже предоставляется оплачиваемый отпуск жертвам домашнего насилия, а в России традиционно засела фраза: «Когда убьют, тогда и приходите».
И это не просто слова. Речь идет о случае, когда женщина из Орла позвонила в полицию с просьбой вызвать наряд, так как ее избивал ее бывший сожитель. Приехавшая полиция решила не вмешиваться в конфликт, а вместо этого пригрозила ответственностью за ложный донос. Старшая участковая Наталья Башкатова с неохотой реагировала на жалобы женщины на угрозы от сожителя и сообщила, что в следующий раз на место выезжать не станет. «Если вас убьют, мы обязательно выедем, труп опишем. Не переживайте». Через сорок минут женщину убил сожитель. Сейчас прокуратура просит признать участковую виновной по статье «Халатность» и назначить наказание в виде четырех лет лишения свободы.
Сейчас широкую огласку получило дело сестер Хачатурян. Девочки убили своего отца, потому что он несколько лет их насиловал и контролировал каждый их шаг. Обращения в полицию заканчивались лишь беседами участкового с главой семейства. Получается, в нынешних реалиях, у женщин, подвергающихся насилию, есть два пути — ждать, пока домашний тиран сам убьет ее или убить его самой.
Согласно исследованию Медиазоны, 80% убийств, совершенных женщинами, связаны именно с защитой от домашних тиранов.
В абсолютном большинстве случаев домашнему насилию подвергаются женщины. Однако есть и исключения. В прошлом году в Великобритании 22-летнюю девушку приговорили к 7,5 лет тюрьмы за домашнее насилие над своим 22-летним парнем, страдавшим гидроцефалией. В течение девяти месяцев она издевалась над ним, поливала его спящего кипятком, наносила удары ножом, взламывала его телефон, запрещала ему общаться с родными.