Служебное положение
Шутить и иронизировать над термином “харассмент” могут только те, кого не коснулась проблема домогательств на рабочем месте. Мы нашли реальные истории жертв и узнали у экспертов, где искать защиту.
Очень личный ассистент
Алина хотела устроиться помощником руководителя в крупную компанию. Наконец получила отклик: ее резюме высоко оценили и попросили продублировать на почту вместе с фото. Она это сделала. В ответ пришло странное письмо, где ее предшественница описывала начальника как молодого и симпатичного, а также сообщала, что босс “часто бывает в командировках” и “ждет близкого общения”. Алина приняла “особые” условия за плохую шутку и прекратила переписку. Но на этом история не закончилась: похожие предложения от потенциальных работодателей продолжали поступать, хотя в описании вакансий не было ни намека на “дополнительные обязанности”. Пару раз ее сразу же, без лишних церемоний, просили предоставить фотографию в нижнем белье.
Сегодня в Интернете можно найти десятки регулярно обновляемых ресурсов, где подбирают персонал с “расширенным функционалом”. В группу риска, как правило, попадают такие профессии, как секретарь, личный ассистент или офис-менеджер. Зарплата при этом значительно возрастает. В среднем секретарь получает в Москве 40-50 тысяч рублей в месяц, а словосочетание “с дополнительными обязанностями” добавляет к окладу еще 70-100 тысяч. Девушек на такие позиции часто ищут в дейтинг-приложениях и на сайтах знакомств. Можно предположить, что там подобные варианты не так сильно шокируют, но за сотрудницами категории “интим” отправляются и на популярные рекрутинговые ресурсы. Руководитель PR-службы HeadHunter Иван Тютюнджи подтвердил, что их команда время от времени сталкивается с жалобами соискательниц на подобные предложения. “Это отражает то, что происходит в обществе, - поясняет Иван, - увы, не все работодатели соблюдают правила и выполняют поставленные условия. Если такие нарушения случаются, компания получает от нас предупреждение. История повторяется? Блокируем”.
Просто ухаживания?
Сексуальные домогательства на работе могут коснуться и тех, кто не входит в “группу риска”.
Саша, например, жила в сибирском городе, оканчивала институт и одновременно проходила стажировку в местной газете. Поначалу главный редактор оказывал ей безобидные знаки внимания, но однажды, когда они остались одни в кабинете, стажер подверглась откровенному харассменту (harassment в переводе с англ.: “домогательство”). Саше хватило смелости влепить руководителю пощечину и выбежать с криком: “Я буду так орать, что сбежится вся охрана”. Раздосадованный начальник сделал все возможное, чтобы молодая и несговорчивая сотрудница не смогла устроиться ни в одно издание города. Другая жертва терпела вполне невинные, по мнению коллег, домогательства от парня из финансового отдела. Мужчина часто заходил в кабинет, подолгу сидел рядом, приносил кофе, предлагал встретиться в неформальной обстановке – в общем, сильно мешал работе, хотя с самого начала девушка дала ему понять, что ничего не выйдет. По словам консультанта компании DigitalHR и рекрутера Любови Верещагиной, отношения, которые выходят за рамки рабочих, должны регулироваться руководством или HR-менеджером, но это происходит далеко не в каждой компании и не везде есть понимание, когда надо реагировать на такую ситуацию. “В нашем обществе сексуальное домогательство часто расценивается как невинное ухаживание, - говорит Любовь, считается, что настойчивый кавалер влюблен, а значит, в этом нет ничего плохого”.