Ветер с Марса
Πять истоpий Hикoлaя Поповa
Персонаж оперы — марсоход, персонажи балета — наскальные рисунки каменного века. Электроакустические произведения композитора Николая Попова на любую тему звучат современно. Николай рассказал «Цифровому океану» истории…
Николай Попов — композитор, автор камерных, симфонических, электроакустических и мультимедийных произведений. Победитель Открытого Всероссийского конкурса молодых композиторов имени А. Г. Шнитке в 2007 году, Всероссийского конкурса композиторов имени Д. Д. Шостаковича и Международного конкурса композиторов имени Владислава Золотарева в 2008-м, Международного конкурса композиторов имени Антонина Дворжака в 2010-м. Преподает на кафедре истории и теории музыки Российского университета театрального искусства (ГИТИС), руководит Центром электроакустической музыки Московской консерватории.
Об одиночecтве маpсохoдa
Опера Curiosity была задумана мной в 2013 году, когда я увидел твиттер одноименного марсохода. Мне, с одной стороны, показалось интересным, что в пространстве социальных сетей, в то время так активно развивавшихся, появилась какая-то научная мысль. С другой стороны, эти посты от имени марсохода Curiosity были человечны и полны одиночества. И мне захотелось написать на эту тему электроакустическое произведение. Идею я предложил в 2018 году режиссеру Алексею Смирнову и драматургу Татьяне Рахмановой, с этого времени началась работа над оперой и продолжалась до 2022 года. Мы стали изучать эту тему, собирать документальный материал. Я узнал, что операторы марсохода в Центре управления полетами NASA общаются с ним на том же самом языке программирования, С++, который используется в электронной музыке. С помощью C++ создавалась и эта опера. А еще операторы Curiosity живут в особом режиме, потому что сутки на Марсе примерно на 40 минут длиннее земных. Также мы с командой читали и обсуждали научные и околонаучные проекты колонизации Марса, и эта тема вошла в оперу в виде номера «Терраформирование».
Curiosity — марсоход американского космического агентства NASA, который с 6 августа 2012 года исследует поверхность Красной планеты и два раза в сутки передает данные на Землю. Curiosity переводится как «любопытство» — такое имя предложила в 2009 году двенадцатилетняя школьница Клара Ма на конкурсе названий для планетохода.
Собранная нами информация, документальный материал по-разному становились частью оперы. Например, когда перезагрузка компьютера Curiosity завершается успешно, в Центр управления полетами приходит сигнал в виде «Полета валькирий» Вагнера, и цитату из этого произведения я обработал, оркестровал и интегрировал в оперу. Также в ней есть элемент, который, наверное, никогда раньше не звучал в искусстве, — звук марсианского ветра, записанный ровером. В разреженной атмосфере Красной планеты звуки гораздо тише, но в нашей обработке ветер звучит так, как это было бы в земном воздушном пространстве.
O совpемeннoй опеpe
Я изначально задумал Curiosity как электроакустическую мультимедийную оперу. В ней неразрывно связаны все составляющие: «живая» музыка — вокальные и инструментальные партии, записанная заранее электронная составляющая (такое сочетание называется микстовой композицией), видео на экране, свет и прочее. Собственно, опера — это изначально мультимедийный жанр, она во все времена объединяла разные виды искусства, которые появлялись. Современная опера — это та опера, которая делается сегодня, современными новыми средствами.