Чем предпринимателю полезен родительский опыт
Моему ребенку сейчас 6. С первого дня его жизни я нахожу много параллелей между родительством и своей предпринимательской деятельностью. Более того, полученные в процессе воспитания знания и навыки помогают мне эффективнее управлять компанией. Некоторыми из своих наблюдений я сейчас поделюсь.
Выживание, борьба, успех
Теория спиральной динамики отлично описывает стадии развития различных социальных и биологических систем. Согласно этой концепции, и компания, и ребенок в процессе своего становления проходят примерно одни и те же этапы.
Один из создателей теории — американский бизнес-консультант Дон Бек — выделил восемь стадий, или шагов:
- Бежевый — уровень выживания. Главная задача — остаться в живых в непредсказуемом мире.
- Фиолетовый — уровень безопасности. Стремление принадлежать к близкой группе людей.
- Красный — уровень борьбы. Состояние, когда вокруг враги и нужно бороться с ними.
- Синий — уровень системы. Порядок, появление правил и законов.
- Оранжевый — уровень успеха. Нацеленность на результат, стремление добиться поставленной планки.
- Зеленый — уровень экологичности. Желание изменить мир к лучшему, помочь людям.
- Желтый — уровень творчества. Индивидуальное развитие и следование к личному счастью.
- Бирюзовый — наиболее обсуждаемый сейчас уровень. Это отсутствие иерархии, или одноуровневая система.
На бежевом и фиолетовом уровнях и компания, и ребенок имеют одну и ту же ключевую задачу — выживание через удовлетворение базовых потребностей. Для малыша в этот период важны присутствие рядом родителей, их внимание и забота. Для компании же критично пройти «долину смерти», где остаются и фактически завершают свой жизненный путь 98% стартапов. В это время важно суметь просто закрепиться на рынке и выжить. Задачи более высокого уровня (например формирование ценностей) на этом уровне даже не встают перед бизнесом.
Красный уровень — уровень борьбы. В три года у моего ребенка начало появляться собственное мнение. Порой он отказывался следовать нашим с женой просьбам: не хотел одеваться, ужинать или смотреть мультфильм. Такой «кризис трех лет» очень похож на красный уровень — борьбу с окружением.
Если перевести этот опыт на язык бизнеса, то компания, находясь в стадии борьбы, враждебно относится к окружающей среде. Доминируют ценности конфронтации и соперничества (и речь здесь идет не только про конкурентов, но и про способы выстраивания внутренних процессов). Кстати, многие крупные российские компании, созданные еще в 90-е, остаются на этом уровне и до сих пор существуют в парадигме «доминирования и поглощения».