Чем опасен конформизм и как нелюбимая работа влияет на человека
Подростки часто не знают, чем хотят заниматься, когда вырастут. А если знают, то не всегда находят отклик и поддержку со стороны родителей. Все это приводит к тому, что молодые люди поступают в нелюбимый вуз, осваивают неинтересную им специальность и занимаются нелюбимой работой. Психолог Катерина Мурашова рассказывает о том, почему неудобно быть удобным и как положительный пример взрослого может вдохновить подростков на поиски дела жизни.
Андрей и Валентина познакомились еще в школе — учились в параллельных классах. Никакого взаимного интереса и уж тем более симпатии между ними в то время не было. Валентина была довольно яркой девушкой и пользовалась успехом у мальчиков. Андрей же, по ее словам, был какой-то «никакошный», ничем особо не интересовался и среди других подростков не выделялся.
В семье Андрея оценивали приблизительно так же, как и Валентина. Учился парень средне, способностями не блистал, на конфликты не шел, со всеми ладил, мнение свое не отстаивал, да, кажется, и вовсе его не имел. В конце девятого класса Андрей робко заикнулся о том, что он бы с удовольствием поступил в какое-нибудь ПТУ, где учат на ремонтников: чинить вещи он умел и любил это делать. Сам с нуля что-то придумать и создать — нет, о таком он и не помышлял, а вот разобрать, собрать, приколотить, подогнать — это пожалуйста. В ответ на подростковую заявку о профориентации семья высказалась единодушна: «ПТУ?! Ты что, с ума сошел?! Да в нашей семье уже три поколения все сплошь состоявшиеся люди с высшим образованием». Конечно, родные лукавили, удобным для себя образом позабыв бабушку — воспитательницу в детском саду и спившегося дядю — перебивавшегося случайными заработками бывшего военного. Решили, что парень должен идти в десятый класс, а дальше определится.
К окончанию одиннадцатого класса Андрей так ни с чем и не определился. Тогда семья устроила мозговой штурм: физику, химию и математику молодой человек знает плохо, языки и прочие предметы гуманитарного цикла даются ему нелегко. Что же с таким делать? Решили: есть модная профессия «менеджер» — бог весть что такое, но все-таки высшее образование — и математику сдавать не надо. К тому же на них везде учат, и можно найти вуз, где конкурс небольшой.
Так Андрей сделался менеджером. Учился в институте он на удивление легко, звезд с неба по-прежнему не хватал, но из-за своей хронической, глубоко соглашательской позиции был у всех на хорошем счету. По окончании одной из практик его, единственного из группы, пригласили на работу в недавно открывшееся российское представительство иностранной торговой фирмы. «Мне бы на производство лучше…» — только заикнулся Андрей, как его родные слаженно завопили о том, что человеку без опыта за такой шанс надо хвататься обеими руками. Андрей послушно схватился.
Когда спустя десять лет после окончания школы бывшие одноклассники устроили встречу, Андрей был уже старшим менеджером. Разумеется, у него была очень хорошая по тем временам зарплата, которую к тому же частично выплачивали валютой. Среди толпы молодых мужчин и женщин он растерянно улыбался и неожиданно показался Валентине (она как раз приходила в себя после непродолжительного и неудачного брака) одиноким и очень симпатичным. Внезапный интерес Валентины Андрея приятно удивил, и он сразу на него откликнулся. Молодые люди начали встречаться, и уже через полгода Андрей сделал предложение, а Валентина немедленно ответила «да».