Часики тикают: почему понятие гендера в часовой индустрии скоро исчезнет
В ближайшие годы часовая индустрия окончательно переродится и избавится от такого атавизма, как гендер, который диктует мужчинам и женщинам, какие модели они могут или не могут носить
Наручные часы часто называют классическим мужским аксессуаром. Считается, что это лучший способ заявить о своем благосостоянии, намекнуть на свой успех в профессии и образ жизни, подчеркнуть стиль в одежде. Правда, всего 120 лет назад наручные часы вообще не ассоциировались с мужчинами и даже не имели с ними ничего общего.
В 1810 году королева Неаполя и младшая сестра Наполеона Бонапарта Каролина Мюрат оформила необычный для Абрахама-Луи Бреге заказ. Мюрат уже много лет была клиенткой одного из самых успешных часовщиков в мире. Бреге создавал для королевы термометры, барометры, коммерческие и подарочные модели. Но этого было мало — Мюрат хотела носить часы на запястье. Бреге потратил два года на то, чтобы создать продолговатую модель с серебряным гильошированным циферблатом, репетиром, указателем лунных фаз и даже термометром. И несмотря на все эти усложнения, главной инновацией в этих часах был ремешок из волоса и золотых нитей, который можно было завязать на запястье. Чтобы часовая индустрия никогда не забывала, что наручная модель появилась благодаря Каролине Мюрат и Абрахаму-Луи Бреге, мануфактура Breguet по-прежнему выпускает коллекцию Reine de Naples.
Мужчины же вплоть до начала XX века довольствовались карманными часами. Лишь в 1900 году Альберто Сантос-Дюмон — пилот, изобретатель, авантюрист, друг Жюля Верна и Гюстава Эйфеля и известный на весь Париж любовник — попросил Луи Картье создать мужские наручные часы. Он объяснил, что на высоте нескольких сотен метров слишком неудобно доставать из-за пазухи карманную модель, чтобы свериться, на сколько осталось топлива. Картье представил новинку Santos в золотом квадратном корпусе в 1904 году. И если в первых женских наручных часах был даже термометр, то в мужских не было ничего, кроме двух стрелок для индикации времени.
Тем не менее сейчас считается, что женщины не обращают внимания на механизмы, усложнения, скорость и точность хода и предпочитают кварцевые часы. Связано это с тем, что девушки чаще покупают модели в корпусе из дорогих металлов, украшенном драгоценными камнями. Как правило, мануфактурный механизм — это самый дорогой элемент в часах, потому что качественный калибр собирают вручную на протяжении десятков или даже сотен часов. Но платиновый корпус, бриллианты, изумруды и сапфиры тоже увеличивают цену. Чтобы стоимость часов не была запредельной, многие мануфактуры делают ювелирные модели на основе кварца, который не подразумевает кропотливого ручного труда. Соответственно женщины почти всегда оказываются перед выбором — классический калибр и усложнения или драгоценные камни на безеле.