Будущее, которое никому не нужно: почему обязательная маркировка товаров бесполезна для экономики
Согласно письму бизнес-омбудсмена Бориса Титова в адрес президента, предприниматели просят временно — в связи с пандемией — приостановить внедрение обязательной маркировки товара. По мнению интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, это следовало бы сделать и без всякой пандемии — эта система не что иное, как косвенное налогообложение бизнеса с неясными бенефициарами.
Государство хочет, чтобы в стране не было контрафактного товара. Чтобы ни одна партия товара — ни произведенного в России, ни ввезенного в нее — не уклонилась от ока налоговой инспекции. И третий год по стране семимильными шагами шагает Единая система сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Одна за другой, в свой отведенный срок, в нее вливаются новые группы товаров.
Вливаются — или их вливают насильно? Почему предприниматели, как следует из письма бизнес-омбудсмена Бориса Титова в адрес президента, попросили приостановить внедрение маркировки? Конечно, дело в коронавирусе, который поломал все и наложил на всех неожиданный, тяжелый, а для кого и непосильный груз. Но только ли в нем дело? Правильно ли вообще все то, что происходит в России с маркировкой товаров? Нет ли другого пути?
Сразу хочу сказать, что являюсь апологетом тотальной идентификации всех товаров и услуг. Каждой единицы. Но мне категорически не нравится подход, который реализуется в соответствии с распоряжением правительства от 28.04.2018 №791-р. Оно определяет базовые принципы и модель функционирования системы маркировки товаров. Принципы следующие:
1) идентифицируем каждую единицу товара — присваиваем ей уникальный код;
2) создаем систему маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая участниками в процессе жизненного цикла товара;