Какие награды получала Россия на всемирных выставках

Культура.РФИстория

Бриллианты, шампанское и гречка: успехи России на всемирных выставках

Автор: Дарья Мартыненко

0:00 /
807.474
Неизвестный художник. Королева Виктория на открытии международной промышленной выставки в Хрустальном дворце в гайд-парке в Лондоне, Великобритания (фрагмент литографии). 1851. Частное собрание

Первая международная выставка прошла в Лондоне в 1851 году, и Россия выставляла на ней сырье и драгоценности. В разные годы российские и советские промышленники привозили на экспозиции русскую матрешку и мозаики Исаакиевского собора, акварельные пейзажи Транссиба длиной 900 метров и макет корабля «Восток». Читайте, какие награды получали отечественные ювелирные изделия, технические изобретения и даже крупы на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Монреале.

Дебют России в 1851 году: гречка, бриллианты и малахитовые двери

Первая международная выставка была промышленной, она прошла в 1851 году в Лондоне. Специально к экспозиции в Гайд-парке построили Хрустальный дворец. Именно там гости со всего мира впервые попробовали сгущенку, увидели швейную машинку «Зингер», бриллиант Кохинур, вулканизированную резину и прототип факса. Для удобства изделия были разделены на 30 классов: «машины для мануфактурного производства», «ископаемые и горнозаводские продукты», «сырые материалы» и другие. Международное жюри награждало представителей Большими медалями, Медалями второй степени и Похвальными отзывами.

Русский отдел состоял всего из 365 экспонатов: крепостное хозяйство страны находилось в кризисе, поэтому помещиков, купцов и фабрикантов, которые пожелали бы принять участие в выставке, было мало. Однако Россия привезла зерно, хлопок, кожу, изделия металлургической промышленности и предметы роскоши. Злаки и травы получили Медаль второй степени, особенно жюри выделило гречневую и манную крупы. Большой медалью наградили ювелирную фирму Павла Сазикова за канделябр с сюжетами Куликовской битвы и придворных ювелиров Камера и Зефтигена — за бриллиантовую диадему. Фабрика малахитовых изделий Демидовых получила приз за предметы мебели. Француз де Валон писал: «Мы, бедняки, счастливы, если у нас печатка или запонки из этого камня, а в России г-н Демидов может из него выстроить целый дворец!» Малахитовые двери массой 18 фунтов (около 44 килограммов) после выставки купил английский банкир Гопе за 10 тысяч фунтов стерлингов — огромную сумму для Англии XIX века, где средний житель тратил 30 фунтов в год.

Неизвестный художник. Открытие Наполеоном III всемирной выставки во дворце промышленности в Париже, Франция (фрагмент литографии). 1855. Частное собрание

На первой всемирной выставке побывало шесть миллионов человек из 32 государств. Так начался культурно-технический обмен между странами. Следующая экспозиция прошла в 1855 году в Париже. На ней впервые были представлены работы современных художников из разных стран мира, для этого воздвигли Дворец изящных искусств. Однако Россия пропустила выставку из-за Крымской войны и в следующий раз приехала только в 1867 году.

Выставка 1867 года: русская изба, императорские конюшни и сапфиры

Эдуард Мане. Всемирная выставка 1867 года (фрагмент). 1867. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло, Норвегия

Четвертую по счету выставку в 1867 году организовала Франция. На Марсовом поле в Париже построили огромный дворец в форме эллипса. Он состоял из семи галерей — изящные искусства, машины, история труда и другие. Проходы делили пространство на секторы с экспозициями стран-участниц. Конструкцию придумал французский инженер Фредерик Ле Пле, а построили Жан-Батист Кранц и Александр Гюстав Эйфель.

В российском отделе было выставлено больше 1300 экспонатов: ювелирные изделия, мозаики, оружие, кавказские ковры, меха, вышивки по сукну и бархату, этнографические изделия. Ответственный за Кавказский отдел Николай Ситовский писал о золотых и серебряных изделиях придворного фабриканта Игнатия Сазикова: «Около витрины его вещей была постоянно масса народа. Замечательное разнообразие сюжетов, отчетливое исполнение делали произведения г. Сазикова предметом общего восхищения». А мозаика, которую старший мастер Петергофской гранильной фабрики Иван Соколов изготовил для Исаакиевского собора, по словам Ситовского, была «далеко выше всего, что некогда производило флорентийское искусство».

Также Россия выставляла драгоценные камни и металлы из Кабинета Его Императорского Величества. Аметисты, сапфиры и изумруды позже приобрел Британский музей.

Пьер Тетар ван Эльф. Император Александр II и императрица Евгения на празднике в честь иностранных правителей 10 июня 1867 года (фрагмент). 1867. Музей Карнавале, Париж, Франция
Выставочный дворец Всемирной выставки на Марсовом поле в Париже, Франция. 1867. Фотография: Библиотека конгресса, Вашингтон, США
Александр Коцебу. Победа под Полтавой (фрагмент). 1862. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В парке вокруг здания располагались строительные мастерские и национальные павильоны, в том числе русская изба. Она была собрана «без единого гвоздя» и напоминала крестьянский дом — с крытым двором, флигелем, красным углом, русской печкой и лубочными картинками на стенах. Плотницкий цех из Владимирской губернии получил за нее серебряную медаль. Рядом находилась конюшня с царскими лошадьми. За помощь в совершенствовании их пород Гран-при наградили императора Александра III.

За полотно «Победа под Полтавой» золотой медалью удостоили художника Александра Коцебу. А акварельная копия фресок 1189 года новгородской церкви в Нередице настолько поразили французского императора Наполеона III, что он приказал отлить специальную медаль и наградил ею художника Николая Мартынова.

Выставка 1900 года: Павильон русских окраин, Транссиб и матрешка

Международная выставка в Париже, Франция. 1900. Фотография: библиотека конгресса, Вашингтон, США

Выставка 1900 года тоже проходила в Париже на Марсовом поле и подводила итоги столетия. Россия и Франция на тот момент были ближайшими союзниками, поэтому руководство выставки выделило под российский отдел самую большую площадь — 24 000 квадратных метров. Подготовкой занималась «Высочайше учрежденная комиссия». В выставке участвовало 2,5 тысячи российских производителей. Все экспоненты должны были заранее прислать изображение своих витрин генеральному комиссару князю Вячеславу Тенишеву, чтобы согласовать с общим планом и художественным видом.

Павильон Русских окраин спроектировал архитектор Роберт-Фридрих Мельцер. Его оформили в стиле Московского и Казанского кремлей — с башенками, колоколами и разноцветной черепичной кровлей. Внутри павильон украшал Константин Коровин — на панно были виды Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера, сцены добычи золота и пушного зверя. Правительство Франции наградило художника орденом Почетного легиона. После выставки панно перевезли в Русский музей в Санкт-Петербурге.

Павильон России на Международной выставке в Париже, Франция. 1900. Фотография: Бруклинский музей Библиотеки и архивы, Бруклин, Нью-Йорк
Константин Коровин. Проект кустарного отдела русского павильона (фрагмент эскиза). 1900. Частное собрание
Экспозиция российской железнодорожной техники на Международной выставке в Париже, Франция. 1900. Фотография: Центральный музей железнодорожного транспорта РФ, Санкт-Петербург

Французская пресса назвала павильон «Сибирским дворцом»: многие экспонаты были посвящены освоению Сибири, например модели ледоколов Байкальской переправы. В честь Транссибирской магистрали построили поезд-аттракцион: посетители садились в вагон, а за окнами двигалась 900-метровая панорама с акварельными пейзажами Великого сибирского пути, их написал художник Павел Пясецкий. Комитет Сибирской железной дороги и Министерство путей сообщения получили за проект строительства Транссибирской магистрали Гран-при, а инженер Лавр Проскуряков за проект Красноярского железнодорожного моста через Енисей — золотую медаль.

Гран-при также удостоили крымский шампанский завод «Новый Свет» и шоколад товарищества «Эйнем» — сегодня это фабрика «Красный Октябрь». Физик Александр Попов получил золотую медаль за прототип радио. Такая же награда досталась и русской матрешке. Именно на выставке 1900 года знаменитая игрушка была представлена впервые.

Французская газета Liberte писала: «В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех», а Александр Мильеран, на тот момент министр торговли Франции, назвал русскую экспозицию «наиболее интересной приманкой на парижском празднике труда». Всего Россия получила более полутора тысяч наград, из которых 212 Гран-при и 370 золотых медалей.

Выставка 1967 года: «летящая крыша», освоение Сибири и полет в космос

Территория всемирной выставки «Экспо-67» в Монреале, Канада. 1967. Фотография: Евгений Кассин / ТАСС

Выставка 1967 года должна была наконец пройти в Москве — в честь 50-летия Октябрьской революции. Однако из-за отставки первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева мероприятие перенесли в канадский Монреаль. Специально к выставке там построили метро, развязку Тюркотт и искусственный остров Нотр-Дам. Главная тема звучала так: «Человек и его мир». На эмблеме были изображены взявшиеся за руки люди — призыв к дружбе между народами.

Павильон СССР был самым крупным и посещаемым: он расположился в северной части острова Нотр-Дам на территории площадью 1,6 гектара. За полгода здесь побывали 13 миллионов человек. Здание спроектировали советские архитекторы Михаил Посохин, Ашот Мндоянц и Борис Тхор. Стены были стеклянными, а кровля выглядела как огромный трамплин, поэтому в западной прессе советский павильон получил название «летящая крыша». Вечером витражи на стенах подсвечивались, здание выглядело еще более воздушным, а на потолке появлялся силуэт реактивного самолета — одного из самых быстрых на тот момент Ту-144. Он был одним из основных экспонатов СССР.

Макет Красноярской ГЭС, барельеф профиля Ленина, карта СССР в советском павильоне на всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале, Канада. 1967. Фотография: old.vdnh.ru
«Летящая крыша» советского павильона на всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале, Канада. 1967. Фотография: old.vdnh.ru
Конструкция «Чечевица» в советском павильоне на всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале, Канада. 1967. Фотография: old.vdnh.ru

Экспозиция начиналась с большой карты СССР, а экраны на ней показывали короткометражные фильмы о населении разных уголков страны. Экспонаты рассказывали о том, как развивается советская электроника, энергетика, металлургия. Были представлены макеты первой в мире Обнинской атомной электростанции, Красноярской гидроэлектростанции, термоядерного реактора «Токамак».

Часть коллекции посвятили освоению космоса. Незадолго до этого свой первый полет совершил Юрий Гагарин. И в павильоне СССР был представлен макет ракеты «Восток» в натуральную величину. На третьем этаже повесили замкнутую конструкцию «Чечевица». Посетители заходили внутрь, садились на качающиеся кресла и смотрели на диораму с изображением ракеты в космосе — возникало ощущение полета. Демонстрировалась также панорама с видами Луны — станция «Луна-9» сняла их 3 февраля 1966 года.

Делегаты из СССР во время выноса Государственного флага СССР на всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале, Канада. 1967. Фотография: Александр Батанов / ТАСС
Скульптура, символизирующая бумажную промышленность Канады, и павильон СССР (на втором плане) на всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале, Канада. 1967. Фотография: Евгений Кассин / ТАСС
Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР Дмитрий Полянский (справа) в разделе изобразительного искусства павильона СССР на всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале, Канада. 1967. Фотография: Александр Батанов / ТАСС

В отделе искусства выставляли изделия из уральских камней — яшмовые и малахитовые пейзажи, статуэтку «Серебряное копытце», колье и серьги из дымчатого хрусталя. Были представлены якутские алмазы, часы 25 марок и оренбургские пуховые платки. В павильоне показывали документальный фильм об этом старинном промысле и проводили показ мод.

Канадская газета «Монреаль стар» назвала «летящую крышу» лучшим из всех советских павильонов за всю историю. Однако СССР в 1967 году не получила ни одной награды. Организаторы заявили, что «причиной стали многочисленные претензии отдельных участников по поводу справедливости некоторых решений жюри». После выставки павильон демонтировали и установили на ВДНХ под номером 70. Он сильно обветшал и сейчас находится на реставрации.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Математика обмана: почему казино всегда в плюсе Математика обмана: почему казино всегда в плюсе

Можно ли обыграть казино?

Вокруг света
Куда можно сдать старую одежду, которая тебе не нужна Куда можно сдать старую одежду, которая тебе не нужна

Минимализм и расхламление – настоящие тренды

Cosmopolitan
Специальный проект — Гороскоп 2022 Специальный проект — Гороскоп 2022

Астрологический прогноз на весь 2022 год

Vogue
Атомный кран приподнял графеновый слой Атомный кран приподнял графеновый слой

При сильной связи зонд способен приподнимать и отпускать графеновый слой

N+1
Гламурная Хлои Кардашьян: горячие фото звезды реалити-шоу и бизнесвумен Гламурная Хлои Кардашьян: горячие фото звезды реалити-шоу и бизнесвумен

Рассказ о жизни звезды реалити-шоу «Семейство Кардашьян»

Playboy
«Еще совсем недавно русский актер был рабом». Отрывок из книги Линн Гарафолы «Русский балет Дягилева» «Еще совсем недавно русский актер был рабом». Отрывок из книги Линн Гарафолы «Русский балет Дягилева»

О том, как революцию 1905 года встречали «люди искусства»

СНОБ
Чем дорогие стиральные машины отличаются от бюджетных? Чем дорогие стиральные машины отличаются от бюджетных?

Дорогие стиральные машины: в чем их преимущество?

CHIP
«Вы ботаник? Это прекрасно!»: Пол Грэм о том, почему «яростные ботаники» — недооценённая группа «Вы ботаник? Это прекрасно!»: Пол Грэм о том, почему «яростные ботаники» — недооценённая группа

Эти люди часто кажутся застенчивыми, но они умны и конкурентноспособны

VC.RU
Остров Остров

Прошлое острова Диксон – это освоение Северного морского пути и наука

Вокруг света
Торговая война США и Китая «взрастила гиганта»: история онлайн-магазина Shein, который обходит по продажам Zara и H&M Торговая война США и Китая «взрастила гиганта»: история онлайн-магазина Shein, который обходит по продажам Zara и H&M

Как Shein устроил продажи и что его ждет в будущем?

VC.RU
5 способов стать счастливее за 5 минут 5 способов стать счастливее за 5 минут

Уныние, стресс, настроение на нуле?

Psychologies
Апелляция и кости Апелляция и кости

Как схватка двух динозавров стала предметом громкого судебного разбирательства

Популярная механика
Древний череп из Китая отнесли к «человеку-дракону» или денисовцу Древний череп из Китая отнесли к «человеку-дракону» или денисовцу

Неоднозначное исследование вызвало бурную дискуссию среди палеоантропологов

N+1
Жесты, перформансы и смертельные номера: что творят футболисты на стадионе Жесты, перформансы и смертельные номера: что творят футболисты на стадионе

Мало просто забить гол, нужно сделать так, чтобы его запомнили

Maxim
8 простых рецептов освежающих летних коктейлей (и один сложный) 8 простых рецептов освежающих летних коктейлей (и один сложный)

Напитки, которые легко приготовить самостоятельно

Esquire
20 сериалов, которые цепляют с первой серии 20 сериалов, которые цепляют с первой серии

Стоит ли смотреть эти сериалы дальше первой серии?

Maxim
Как бразильский триатлонист подсадил американцев на снэки из некондиционных бананов Как бразильский триатлонист подсадил американцев на снэки из некондиционных бананов

Коу Суплиси — 42-летний основатель компании Barnana, расположенной в Сан-Диего

Inc.
Как архитектура впала в детство Как архитектура впала в детство

Утопия «Аркигрэма» — одна из популярнейших архитектурных утопий

Weekend
Нейроимплант поможет вернуть зрение слепым и слепоглухим людям Нейроимплант поможет вернуть зрение слепым и слепоглухим людям

Первый в Росси кортикальный зрительный имплант

Популярная механика
Шум моторных лодок заглушил любовные песни рыб-жаб Шум моторных лодок заглушил любовные песни рыб-жаб

Шумовое загрязнение нарушает коммуникацию этих рыб

N+1
Криштиану Роналду за баллы: зачем футбольные клубы выпускают свою криптовалюту Криштиану Роналду за баллы: зачем футбольные клубы выпускают свою криптовалюту

Можно ли заработать на фанатской криптовалюте?

Forbes
Спортивная конечная: как легкоатлетка Дарья Клишина преодолела болезнь и завоевала серебро чемпионата мира Спортивная конечная: как легкоатлетка Дарья Клишина преодолела болезнь и завоевала серебро чемпионата мира

Отрывок из из автобиографии Дарьи Клишиной «Прыжок вверх»

Forbes
От приложения до электронной коммерции: Топ-5 сфер применения языка PHP От приложения до электронной коммерции: Топ-5 сфер применения языка PHP

Несколько вдохновляющих примеров того, что можно делать с помощью языка PHP

Популярная механика
Анжелика Варум. Свободная Анжелика Варум. Свободная

Анжелика Варум не успела как следует помечтать о замужестве

Коллекция. Караван историй
Когда научная фантастика предсказала будущее, а когда ей этого не удалось Когда научная фантастика предсказала будущее, а когда ей этого не удалось

Множество идей из фантастических романов так и остались на их страницах

Популярная механика
Стартап на выбросы: как бывший CEO Reddit привлек $30 млн на восстановление лесов и борьбу с изменениями климата Стартап на выбросы: как бывший CEO Reddit привлек $30 млн на восстановление лесов и борьбу с изменениями климата

Можно ли найти решение по разумной цене, которое позволит поглощать выбросы?

Forbes
Бомбоане и кодруле: Марина Степнова о жизни в Кишиневе. Рассказ из сборника «Без очереди» Бомбоане и кодруле: Марина Степнова о жизни в Кишиневе. Рассказ из сборника «Без очереди»

Отрывок из рассказа Марины Степновой — о том, как в детстве она попала в Кишинев

СНОБ
Прокаженных в средневековой Англии накормили некачественным мясом Прокаженных в средневековой Англии накормили некачественным мясом

Археолог выяснил рацион питания больных из лепрозория в городе Чичестер

N+1
«Свой фильм я делаю ради финала» «Свой фильм я делаю ради финала»

Большой разговор с Александром Сокуровым

Weekend
Демографическое давление привело к росту насилия в Древней Японии периода Яей Демографическое давление привело к росту насилия в Древней Японии периода Яей

Антропологи проанализировали человеческие останки из погребений с острова Кюсю

N+1
Открыть в приложении