Как онлайн-аукционы стали ведущей площадкой продажи искусства в России

ForbesБизнес

Бойцовский дух: как российские аукционы перебрались из залов в онлайн

За прошедший год онлайн-аукционы стали ведущей площадкой продажи искусства в России, где с весны устанавливают рекордные цены на искусство XIX и XX века. Forbes Life разбирается, почему именно сейчас аукционные дома в России стали важнейшим механизмом продаж, и рассказывает историю их появления.

Любовь Пуликова

Алексей Саврасов. «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца», 1858. 38, 4 млн рублей (Фото аукционного дома ARTinvestment.Ru)

Продажная история

Аукционы — один из популярных способов реализации произведений искусств в арт-бизнесе. На итоги торгов ориентируются при оценке того или иного художника, пресса использует их как информационный повод, а живой аукцион с артистичным ведущим и интересными лотами способен заменить театральную постановку, став настоящим шоу. Как сказал один из клиентов аукционного дома Vladey во время пандемии: «Раньше по субботам смотрел «Формулу-1», а теперь торги».

История современного российского аукционного рынка началась только в конце XX века, но сама практика аукционной торговли существовала уже в древнем Риме. Крупные и известные аукционные дома исчисляют свою историю веками. Нынешние лидеры рынка Christie’s, Sotheby’s, Bonham’s, Dorotheum были основаны еще в XVIII веке и успешно функционируют до сих пор.

В России до революции торги произведениями искусства проходили регулярно с середины XVIII века, чему способствовала эпоха Просвещения, дворянская усадебная культура, мода на безделушки и раритеты. По примеру правящего монарха высшее сословие привозило картины иностранных мастеров, а распродажи, судя по «Санкт-Петербургским ведомостям», шли вполне бойко.

В начале XIX века после европейских революций торговые площадки России пополнились иностранными артефактами, но позднее Первая Мировая война, распад империй, экономический кризис, эмиграция, смена элит развернули ситуацию на 180 градусов — и после 1917 года аукционы по распродаже произведений искусства уже из российских дворцов и усадеб стали проводиться регулярно.

Как описывали подобные торги в конце 1920-х годов в романе «12 стульев» Ильф и Петров: «В продажу поступала сначала обычная аукционная гиль и дичь: разрозненные гербовые сервизы, соусник, серебряный подстаканник, пейзаж художника Петунина, бисерный ридикюль, совершенно новая горелка от примуса, бюстик Наполеона, полотняные бюстгальтеры, гобелен «Охотник, стреляющий диких уток» и прочая галиматья».

Национализированных сокровищ русского императорского дома и аристократии было так много, что предложение превышало спрос и их продавали, и покупали за достаточно скромные суммы. Известно, что дед знаменитого актера Андрея Миронова купил люстру «из Эрмитажа», родители балерины Галины Улановой на подобных на торгах приобрели дворцовую мебель, а квартира певицы Изабеллы Юрьевой была обставлена предметами из Зимнего.

В СССР полноценного художественного рынка с аукционами не существовало до конца 1980-х годов. Первый в СССР коммерческий антикварно-букнинистический аукцион прошел в 1987 году в Центральном доме литераторов в Москве: на него высылали специальные приглашения с номером для участника. Год спустя аукцион Sotheby’s в Москве фактически стал примером формирования легального рынка искусства внутри страны — сначала в СССР, а затем и в новой России. Для проведения торгов понадобилось одобрение советского правительства. В Центре международной торговли их курировал Александр Яковлев, возглавлявший отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС. Авторы и владельцы работ не сразу получили причитающиеся им с продажи деньги: им полагалось 60% от суммы продажи, 30% забирало Минкультуры, 10% уходило комиссией в аукционный дом.

В 1988 году появился ставший легендарным аукционный дом «Гелос», которому в 1990-е годы доверили продажу коллекции разорившегося «Инкомбанка» (средства, вырученные при продаже произведений искуства, ушли на уплату долгов банка).

С начала 1990-х годов аукционы русского искусства в России стали проводиться регулярно, преимущественно в Москве. Лидерами аукционной торговли на тот момент были аукционные дома «Альфа-Арт» (основан в 1990), «Магнум Арс» (1990). Позднее появились «Русская эмаль» (1999), «Три века» (начало 2000-х годов), «Аукционный дом №1» (2000-е), «Арт-Холдинг» (2005), «Кабинетъ» (2006), «Совком» (2007), «Империя» (2008), «Арт Бульвар» (2009), «Антиквариум» (2013), «Литфонд» (2015), «Аукционный дом Егоровых» (2017).

Сейчас количество аукционных домов в Москве и по всей России заметно увеличилось, часто они совмещают сразу несколько видов искусства, редко специализируясь на чем-то одном.

Из залов — на диваны

Во время пандемии все существующие аукционные дома начали осваивать онлайн, в большинстве выбрав своей платформой Bidspirit. Израильская онлайн-платформа для аукционов Bidspirit появилась в 2011 году, а в Россию пришла в 2012 году. Александр Киселевский, президент международного портала аукционов Bidspirit, рассказал Forbes, что у него не только не было конкурентов, но и сам внутренний рынок выглядел довольно слабым, когда в 2012 году он приехал в Россию представлять платформу. «Всего-то 10 аукционных домов. «Гелос» тогда уже практически умер, были «Кабинет», «Империя», «Монеты и медали», только что открылся аукцион «В Никитском». И я, как коммивояжер, ходил от одного аукционного дома к другому предлагая нашу платформу, а на меня все смотрели как на жулика», — рассказывает Киселевский.

Киселевский считает, что еще до пандемии бум онлайн-аукционов спровоцировал кризис 2014 года. «Помимо аукционных домов к нам стали приходить галереи, магазины, антикварные лавки, кураторские проекты современного искусства, — все хотели найти способ выживания», — говорит президент международного портала аукционов Bidspirit.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении