«Бирюзовая» помощь: как НКО переходят на самоуправление и кому это выгодно
Тренд на «бирюзовое» управление в компаниях (что означает отсутствие иерархической структуры, максимальную прозрачность и большую свободу сотрудников) набирает обороты уже не первый год — как в мире, так и в России. Его уже освоили крупные коммерческие бренды, а теперь активно берут на вооружение НКО. О том, как российские фонды становятся «бирюзовыми», — в материале Forbes Life
Высшая ступень — бирюзовая
Йос де Блок из Нидерландов работал медбратом 19 лет. Он посещал пациентов на дому и, как и его коллеги, подчинялся строгим правилам. Когда и к кому идти, сколько времени кому уделять, — все решал регламент. Вскоре Йос уволился и в 2006 году основал свою организацию по патронажному уходу Buurtzorg (в переводе с голландского это означает «соседская помощь»), построенную на совершенно других принципах. Медсестер объединили в команды. Участники этих команд были равнозначны, а лидеры отсутствовали — всю работу команда организовывала сама. Результат оказался невероятным: качество ухода выросло, при этом больной стал получать квалифицированную помощь быстрее и за меньшее количество часов (по подсчетам KPMG, оно уменьшилось на 50%). При этом первое, что делает медработник из такой команды, — садится пить с пациентом кофе. По данным Ernst&Young, такой подход принес системе здравоохранения в Нидерландах экономию в 40%. Саму модель признали образцовой.
Buurtzorg — яркий пример организации с «бирюзовым» управлением. Этот термин появился в русском языке благодаря книге бельгийского коуча и специалиста по бизнес-процессам Фредерика Лалу «Открывая организации будущего». Лалу изучил компании, построенные на самоуправлении, и описал идеальную структуру без иерархии, определив ее цветом teal (в переводе с английского — «бирюзовый»). Этот цвет он позаимствовал из теории спиральной динамики — теории развития человеческих систем, — ставшей популярной в США в 60-е годы прошлого века. Согласно теории, в своем развитии человек поднимается по «лестнице», а у каждой новой ступени — свой окрас. Бирюзовая ступень — одна из высших.
На сегодняшний день «бирюзовыми» называются себя как минимум несколько десятков (точной статистики нет) крупных западных компаний. В их числе, например, международная компания по производству гидравлических клапанов и коллекторов Sun Hydraulics, известный бренд «походной» одежды Patagonia и американский онлайн-магазин обуви и одежды Zappos. В последнем официально отказались от служебной иерархии и должностей и ввели самоуправление по принципу холакратии. «Мы стараемся сделать так, чтобы по своей структуре наша компания напоминала город, а не бюрократическую корпорацию, — говорит CEO Zappos Тони Хсайх. — Мы пытаемся достичь этого, перейдя от обычной иерархической системы к холакратии, когда каждый сотрудник действует как самостоятельный предприниматель, сам организует свою работу и никому не отчитывается».
Тысяча команд по 12 человек
Во второй половине 2010-х годов идеей заинтересовались топ-менеджеры и предприниматели в России — Герман Греф, например, назвал работу Лалу в числе важнейших книг о бизнесе. В конце десятилетия тренд проник в некоммерческий сектор. В 2019 году в Черноголовке запустили проект помощи на дому для пожилых людей и инвалидов «Забота по соседству». Организация работает по принципам Buurtzorg (и даже называется так же) — «бирюзовой» она была с самого начала.
«У нас есть основной принцип — независимость команд, внутри каждой из которых не более 12 человек, — рассказала Forbes Life основательница и идейный вдохновитель «Заботы по соседству» Ирина Смолякова. — Допустим, у нас сейчас в Дубне одна команда. Клиентов становится больше, и нам нужна вторая. Мы не будем увеличивать организацию — мы эту команду разделим пополам, и вокруг ядер из 6 человек образуются новые команды. В «бирюзовых» организациях есть ДНК, культурный код. Эти 6 человек выступают носителями этого кода. Если мы будем расти и пойдем по всей России, то у нас будет тысяча команд по 12 человек».