Беглянка с мольбертом: Элизабет Виже-Лебрен, любимая художница европейских аристократов
Она писала парадные портреты европейских монарших особ и бежала из родной страны во время Великой французской революции
В XVIII веке среди профессиональных художников практически невозможно было встретить женщину — кропотливую работу за мольбертом и долгие часы, проведенные в мастерской, трудно было сочетать с обязанностями образцовой супруги и матери. Элизабет Виже-Лебрен, выросшая в творческой среде, бросила вызов устоям и добилась расположения французской королевы и прославилась, а затем в одночасье потеряла все, кроме своего таланта. Бежав из Франции, она нашла новый дом в Санкт-Петербурге.
Наперсница королевы
Будущая художница родилась в Париже 16 апреля 1755 года. Отец Элизабет, Луи Виже, был известным портретистом. Вероятно, свой дар дочь унаследовала именно от него. Наблюдая за тем, как пишут картины Луи и его товарищи, Элизабет делала свои первые наброски. В 19 лет девушка поступила в Академию живописи Сен-Люк, где преподавал ее отец. В XVIII веке эту академию окончили 130 женщин, а Элизабет стала самой известной среди них.
Одаренная художница привлекла внимание крупного парижского коллекционера Жана-Батиста Лебрена. В 1776 году она вышла за Лебрена замуж, закрыв глаза на его репутацию картежника и ловеласа. Первое время их брак казался гармоничным: Жан-Батист с готовностью одалживал супруге картины из своих запасов, чтобы она могла копировать их, вырабатывая собственный стиль. Та, в свою очередь, своим трудом приносила в семью солидные гонорары. Именно они и составляли основу семейного дохода.
Светский салон Элизабет Виже-Лебрен стал одним из самых популярных в Париже: его посещали художники, писатели, иностранные гости, а также члены королевского двора.
Вскоре году Виже-Лебрен получила приглашение в Версальский дворец. Она была удостоена чести написать парадный портрет королевы Марии-Антуанетты. Отношения художницы и королевы стали дружескими — Мария-Антуанетта называла Элизабет Виже-Лебрен своей любимой портретисткой. До грянувшей в 1789 году Великой французской революции художница успела написать более двадцати портретов королевы. Молва о ее работах распространилась по всей Европе.
Ни личное обаяние, ни покровительство Марии-Антуанетты не спасли Элизабет Виже-Лебрен от интриг завистников. Сплетники утверждали, что портреты за художницу пишет кто-то другой. Среди «настоящих авторов» полотен Виже-Лебрен называли художника Франсуа Менажо, который только рад был подогревать эти слухи.
Дружбу художницы с Марией-Антуанеттой недоброжелатели превратили в кнут, которым ее можно было хлестать по любому поводу. Так, многие считали, что членом Королевской академии живописи и скульптуры в 1783 году Виже-Лебрен стала исключительно благодаря покровительству королевы.