Baring Vostok и Аветисян заключили мировое соглашение: отпустят ли теперь Майкла Калви
Самый громкий корпоративный конфликт последних лет завершается мировым соглашением. «Восточный» получит 2,5 млрд рублей в качестве компенсации ущерба, а Baring Vostok надеется, что таким образом удастся выкупить сидящего под домашним арестом основателя фонда Майкла Калви и его коллег. Так ли это?
«Когда мы обсуждаем стратегии и идеи по развитию <...> мы более-менее одинаково смотрим на будущее», — так основатель фондов Baring Vostok Майкл Калви описывал свои отношения с бизнесменом Артемом Аветисяном в интервью Forbes. Было лето 2016 года, Baring Vostok договаривался об объединении контролируемого им банка «Восточный экспресс» с Юниаструм Банком Аветисяна. Сделка завершилась в начале 2017 года — Baring Vostok остался контролирующим акционером банка, переименованного в «Восточный» с пакетом в 52% акций, у Аветисяна и его партнеров было 40%, они также получили опцион на 9,9% акций. Вскоре отношения между партнерами разладились, Майкл Калви с коллегами угодил за решетку, а суды по всему миру оказались завалены взаимными исками.
В среду, 28 октября, Baring Vostok и компания «Финвижн» Артема Аветисяна заявили, что корпоративный конфликт исчерпан — компания Evision, через которую фонды владеют долей в «Восточном», и «Финвижн» подписали мировое соглашение и в ближайшее время отзовут все иски из российских и зарубежных судов. Одновременно «Восточный» сообщил, что получит 2,5 млрд рублей — возмещение по делу, в рамках которого Калви находится под арестом. «Акционеры заложили крепкую основу для поддержания и выстраивания будущих отношений. Акционеры будут продолжать направлять свои совместные усилия и ресурсы на дальнейшее развитие банка «Восточный», — говорится в сообщении Baring Vostok. Впрочем, договоренности не касаются уголовного дела в отношении Майкла Калви.
С какой расстановкой сил завершается одна из самых громких корпоративных войн последних лет и что теперь ожидает Майкла Калви?
Суть конфликта
В конфликте вокруг «Восточного» три группы дел. Майкл Калви и его коллеги были арестованы в феврале 2019 года по заявлению, с которым в Следственный комитет и ФСБ обратился партнер Аветисяна и миноритарий «Восточного» Шерзод Юсупов. Заявление касалось кредитов на почти 2,5 млрд рублей, выданных «Восточным экспрессом» в декабре 2015 года связанному с ним «Первому коллекторскому бюро» (ПКБ). В феврале 2017 года банк получил по этому кредиту отступное — долю в инвестфонде IFTG, владевшим акциями ряда компаний. Поводом для заявления стали сомнения Юсупова в том, что стоимость пакета акций IFTG эквивалентна сумме долга ПКБ. По версии следствия, на момент сделки с акциями IFTG, их стоимость не превышала 600 тыс. рублей. По версии Юсупова, Калви и менеджеры Baring Vostok обманом убедили его и других членов совета директоров «Восточного» голосовать за отступное. Уже после задержания Калви «Восточный» подал к нему и другим менеджерам Baring Vostok иск на 2,5 млрд рублей. Общая сумма требований Аветисяна и Юсупова к Baring Vostok еще выше — в 2018 году компания Finvision (прежнее название «Финвижн» до того, как она была зарегистрирована в России) заявила в Лондонский арбитраж встречные требования к фондам на 22 млрд рублей, обвинив их в выводе денег из «Восточного« и массовых злоупотреблениях.
Сам Калви на судебных заседаниях после своего ареста говорил, что кредит ПКБ был выдан, чтобы погасить некие обязательства, возникшие у «Восточного экспресса» еще до того, как Baring Vostok стал контролирующим акционером банка. Он также говорил, что его уголовное преследование инициировано, чтобы усложнить разбирательство в Лондонском международном арбитражном суде (LCIA), куда Baring Vostok обратился почти за год до ареста своего основателя. Поводом для этого иска стали сделки, совершенные летом 2016 года, накануне сделки между Baring Vostok и Аветисяном. Тогда BOC Russia (прежнее название Finvision Аветисяна) выкупила за 5,4 млн рублей миноритарные пакеты акций у ряда компаний, а затем продала их «Юниаструму» уже за 1,6 млрд рублей. Все компании были связаны с участниками «Клуба лидеров» — неформального объединения предпринимателей