Путешествие
Базовые ценности
Маршрут грандиозной «Трансазиатской экспедиции Amarok» – это более 13 000 км дорог и направлений на территории 7 стран. Корреспондент «АвтоМира» присоединился к каравану в Китае, пересек с запада на восток большую часть Монголии и спешит поделиться впечатлениями
Прежде чем попасть в Урумчи, столицу Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, колонна экспедиционных Volkswagen Amarok преодолела не одну тысячу километров. Экспедиция стартовала в Астрахани, затем ее участники проехали по территории Казахстана, пересекли Узбекистан, в Таджикистане преодолели живописнейший высокогорный Памирский тракт, побывали на озере Иссык-Куль в Киргизии и изучили немало достопримечательностей Восточного Туркестана (историческое название Синьцзян-Уйгурского района). Нам же предстояло, приняв эстафету, двинуться в направлении Монголии.
Специфический Китай
На пути к границе – типичные признаки бурно развивающегося промышленного Китая. Высотные здания и плотный трафик в столице региона. От электростанций, то тут, то там «вырастающих» среди степей и рыжеватых гор, к небу поднимается густой бело-желтый дым. По проселкам, проложенным в стороне от качественного шоссе с четкой разметкой, пробираются вереницы нагруженных углем грузовиков. Дополнительное напоминание о сложном историческом пути региона и сепаратистских настроениях – блокпосты во многих населенных пунктах и даже на АЗС. Заправки считаются тут важными объектами, на въезде – мощный шлагбаум и люди в форме. Приграничный городок Такешикен недавно благоустроен: здесь установлены урны для раздельного сбора мусора, а широкие тротуары замощены свежей бетонной плиткой. На которой, особо не церемонясь, местные жители могут забить и тут же профессионально разделать на части бычка или барана. Эта размеренная работа не будет смотреться как нечто вызывающее.
Горы с заснеженными перевалами, широкие степи, многочисленные табуны лошадей, стада овец и коров, селения с традиционными юртами – типичный пейзаж Монголии
Разнообразная Монголия
Природа на монгольской стороне несет на себе гораздо меньше следов вмешательства человека. Асфальтированных дорог меньше, качество их похуже, старинный уклад жизни, существенно не менявшийся на протяжении веков, проступает все отчетливее. Разве что в качестве повседневных транспортных средств местных приземистых лошадей сменили маломощные китайские мотоциклы, а около традиционных юрт кое-где установлены солнечные батареи. Перевозят войлочные жилища кочевников также без использования тягловых животных – в их роли выступают привезенные из Кореи грузовички вроде знакомого россиянам Hyundai Porter, да неубиваемые УАЗы.
Стереотипные мнения о тех или иных странах и регионах, сформировавшиеся в вашей голове на школьных уроках географии, при непосредственном знакомстве с предметом разговора просто обязаны рухнуть. Или, по крайней мере, серьезно скорректироваться. Если вы представляли Монголию как страну бескрайних степей – вы, безусловно, правы. Но здешние пейзажи никак не назовешь однообразными. Горные вершины Гобийского Алтая сменяются более пологими холмами, затем идут степи с пожелтевшей травой, потом – пески. Под колесами – то накатанный в степи пыльный проселок, то гравий, то снег, то настоящая горная дорога, на которой, стараясь удерживать темп, приходится активно работать рулем, уворачиваясь от крупных камней.
Природа, погода и температура также могут ощутимо меняться. Иногда в пределах одного экспедиционного дня, на отрезке маршрута в 300-400 км, мы встречаем и заметенный снегом кусок асфальтовой трассы, и совсем голую степь с пронизывающим морозным ветром, и вполне комфортный для ноября «плюс», когда можно выйти из автомобиля, не тратя время на поиски теплых рукавиц.
Страна с богатой историей, известная с глубокой древности, не может обойтись без достопримечательностей. В Хархорине (или Каракоруме), древней столице Монгольской империи, действует современный этнографический музей, рассказывающий о Монгольской империи и быте ее жителей. Карты с результатами завоеваний, старинные монеты, керамика... Рассматривать исторические артефакты можно долго и обстоятельно – попутно суммируя в голове впечатления и исторические сведения. Неподалеку расположен и первый в Монголии буддийский монастырь – он был основан в XVI веке.
Улан-Батор, столица Монголии, встречает нас жутчайшими дорожными заторами и обилием автомобилей Toyota Prius. Оказывается, экологичным гибридам благоволит местное таможенное законодательство!
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl