Основатели Lamoda: «Мы хотим стать номером один на рынке моды в СНГ»
В 2010 году четверо молодых немцев пришли осваивать огромный и сложно организованный рынок онлайн-торговли в России. Нильсу Тонзену, Флориану Янсену, Буркхарду Биндеру и Доминику Пикеру на тот момент не было и тридцати. Так появился интернет-магазин одежды, обуви и аксессуаров Lamoda, который посещают более полутора миллиона человек в день. Сегодня Lamoda Group входит в топ-5 самых «дорогих» компаний Рунета по версии Forbes. Главный редактор журнала Esquire поговорил с СЕО компании Флорианом Янсеном и генеральным директором Буркхардом Биндером о завоевании доверия людей на заре интернет-шопинга, логистике «Москва – Хабаровск» и русской манере одеваться.
Сергей Минаев: Как вы тут оказались? Почему Россия? Это же другой мир.
Буркхард Биндер: Я писал свой диплом по России, — учился в Лондоне, потом в Вене. Пока я его писал, подумал, что было бы неплохо выучить русский, поступил в МГИМО, и затем еще пошел в аспирантуру. Спустя два года учебы в МГИМО я встретил Нильса Тонзена и Доминика Пикера (сооснователи Lamoda, оба покинули компанию в марте, Нильс Тонзен – с должности СЕО, Доминик Пикер – с должности управляющего директора — Esquire) — они собирались продавать обувь и спросили меня, хочу ли я присоединиться. Вообще-то, когда я учился, я планировал устроиться в «Газпром», но потом понял, что, возможно, это не лучшее развитие карьеры для иностранца (Смеется.)…
С.М.: Кто знает!
Б.Б.: Ну, может, попробовать и стоило, но в итоге я решил сделать что-то, что до меня еще не делали.
Флориан Янсен: Я работал в управленческом консалтинге в Европе и США и видел, с какой невероятной скоростью эта «модная вертикаль» росла — компания Zalando сейчас стоит миллиарды евро, это лидер на европейском рынке и один из крупнейших мировых игроков по интернет-продаже одежды. Через инвестора Lamoda я познакомился с Нильсом, Буркхардом и Домиником, и мы начали думать, на каком рынке бизнес-модель интернет-ритейлеров вроде Zalando будет хорошо работать. Изучив различные страны, мы пришли к выводу, что Россия — лучшее место для этого.
С.М.: Это было в 2010 году?
Ф.Я.: Да. Тогда мы изучили потребительский спрос и рынок и увидели отличную возможность построить компанию не за 10-15 лет, а всего за 2-4 года. Кроме того, нам показалось, что, вопреки распространенному представлению, Россия и Германия не так уж сильно отличаются. И мы оказались правы — я здесь уже больше 7 лет, а Буркхард — больше 10, и мы не собираемся уезжать, тем более, как мы и предполагали, бизнес вырос стремительно, и нам удалось создать отличную компанию. В общем, мы чувствуем себя дома.
С.М.: Как вы адаптировались к специфике местного ведения бизнеса, к которой и коррупция относится?
Ф.Я.: Мы приехали сюда, не зная практически ничего о российском рынке, зато со свежим взглядом, и на нас не давил никакой стереотип.
С.М.: Но вы обращались к каким-то российским консультантам?
Ф.Я.: Конечно, чтобы понять, как правильно запустить бизнес, приходится обращаться к консультантам — все это было. Но мы с самого начала знали, что будем работать по закону и никак иначе.
С.М.: Структурно это российская компания?
Б.Б.: Да, это российская компания. Мы, конечно, были наслышаны про российскую коррупцию, но я должен сказать, что за 7 лет на рынке мы ни разу не столкнулись с подобными проблемами. Часто люди сомневаются в том, что иностранец может построить здесь крупный бизнес. Мне кажется, мы отличный пример, что это возможно.
Ф.Я.: Репутация России гораздо хуже, чем есть на самом деле.
Мы делаем так, чтобы все были счастливы – и те, кто покупает пиджак за две тысячи долларов, и те, кто покупает пиджак за пятьдесят долларов
С.М.: Перед тем как приехать сюда к вам, я провел небольшой опрос среди моих знакомых и коллег из разных сфер. Я спросил у них, что они думают о разных интернет-ритейлерах: Net-a-Porter — место, где продается все селективное, и haute couture, Farfetch — это как Chanel, все знают, но в 80% случаев могут позволить себе только помаду, AliExpress — как Zara и т.д. Что вы думаете о себе? Что такое Lamoda?
Ф.Я.: Во-первых, я не согласен, что AliExpress — это аналог Zara, потому что они продают довольно низкокачественные китайские небрендовые вещи, это бизнес, который не может существовать без поддержки государства, да и вообще это вряд ли можно назвать модой. С другой стороны, упомянутые Farfetch и Net-a-Porter, которые находятся в люксовом сегменте – это компании, работающие на международном уровне. Что касается местного рынка, то он находится под жестким контролем небольшого количества дистрибьюторов. Мы решили стать магазином для всех, у нас есть отличная линейка люксовых и премиум-брендов (от демократичного Armani Exchange до концептуального Marni), и мы собираемся инвестировать в нее в дальнейшем, но также у нас есть и более доступные вещи. Мы делаем так, чтобы все были счастливы – и те, кто покупает пиджак за две тысячи долларов, и те, кто покупает пиджак за пятьдесят долларов.
Б.Б.: Мы хотим стать номером один на рынке моды в СНГ. Как мода выглядит сейчас? Люди комбинируют вещи — самую простую и дешевую футболку носят вместе со свитшотом Iceberg, а это уже марка премиум-сегмента. И мы предлагаем людям весь ценовой спектр. Поэтому если вы спросите, с кем мы конкурируем, то я бы ответил, что одновременно и с ЦУМом, и с компаниями попроще.