Армянские беженцы, военная оккупация и советский расцвет: как живет «маленькая Армения» в Краснодарском крае
Неподалеку от Анапы находится село Гай-Кодзор, основанное больше века назад выходцами из Армении. Здесь по сей день хранят давние традиции
Гай-Кодзор в переводе на русский означает «армянское ущелье». Село стоит как раз в расщелине двух гор у подножия Кавказского хребта. «Вокруг света» рассказывает об истории села, его жителях и достопримечательностях.
Армянские беженцы, военная оккупация и колхоз-миллионер
Село Гай-Кодзор основали в начале XX века, но люди жили на этой земле и до этого. В 1887 году вольный донской казак Петр Галкин поставил в десяти верстах от Анапы маленькую покрытую камышом хату и назвал местность по своей фамилии: Галкина щель. К концу XIX века на территории горного склона поселились три армянских, две русских и две греческих семьи. Все они арендовали землю у Галкина.
Основное население деревни — выходцы из Османской империи, которым пришлось бежать с родной земли из-за войн в 80-х и 90-х годах ХIХ века и геноцида в 1915 году. Люди приезжали целыми семейными кланами и сами строили свои новые дома. В 1925 году село получило название Гай-Кодзор.
В расположенном в селе Армянском культурном центре «Арин Берд» мы познакомились с местным краеведом Томасом Чекучяном, который прожил в Гай-Кодзоре всю жизнь и долгие годы работал агрономом. В советское время он побил рекорд: собрал 53 тыс. тонн винограда (38 урожаев), перевыполнив государственный план. В своем преклонном возрасте Томас Кеворкович находится в прекрасной форме.
— Секрет в том, что я каждый день тружусь в родном саду и на огороде, провожу много времени на свежем воздухе, часто бываю в спортзале, не пью и не курю. Когда был моложе, тренировал легкоатлетов нашего сельского округа, занимался плаванием, футболом и волейболом, — рассказывает он.
Томас Чекучян активно занимается краеведением — он много беседовал с жителями Гай-Кодзора, собирал семейные истории и писал в местной прессе про родное село, таланты армянского народа и межнациональную дружбу.
До 1936 года в Гай-Кодзоре жили только армяне. «Затем наши отцы и деды пришли к выводу, что „жить в России без русских негоже“. На заседании местного совета выбрали представителей, которые отправились в Центральную Россию — звать русских в гости. Многие боялись ехать в армянское село, но некоторые люди из Воронежа, Тамбова, Курска и других городов рискнули. Прибыло более 50 русских семей: Авиловы, Глинчиковы, Боярищевы, Гуковы, Донские, Зайцевы, Черкашины и т. д. Все получили готовые участки с жильем, и большинству так понравилось в нашей солнечной деревне, что они решили остаться. Так и обитают здесь их потомки, которые породнились с армянами через смешанные браки», — рассказывает Томас Кеворкович.