Какие глобальные тренды в 2022 году могут влиять на выбор продуктов питания

АгроинвесторБизнес

Потребители меняют ориентиры

Какие глобальные тренды в 2022 году могут влиять на выбор продуктов питания

Татьяна Кулистикова

Shutterstock

Даже после окончания пандемии и снятия всех ограничений поведение потребителей не вернется к модели 2019 года, поскольку произошли слишком радикальные изменения. Бизнесу необходимо как можно быстрее меняться и приспосабливаться к новым привычкам и предпочтениям покупателей, если они хотят остаться на рынке и не потерять свои позиции.

Международная исследовательская компания Euromonitor International опубликовала очередной доклад, представив десять глобальных трендов, которые будут влиять на потребительский рынок в 2022 году. Если в 2021-м основными факторами были приспособляемость и устойчивость к внешним воздействиям, то в этом потребители активно возвращаются на рынок и начинают действовать в соответствии со своими новыми привычками, которые сформировались в период пандемии COVID-19, отмечают аналитики. С одной стороны, это заставляет компании подстраиваться под них, с другой — дает возможность воспользоваться новыми тенденциями.

Опрошенные «Агроинвестором» эксперты и участники рынка неоднозначно оценивают представленные тренды с точки зрения их актуальности для России. Они напоминают, что в нашей стране есть и более весомые факторы, определяющие поведение потребителей, в частности располагаемые доходы. Хотя какие-то из этих глобальных трендов, безусловно, уже вошли в нашу жизнь.

Первым трендом Euromonitor International считает поиск альтернатив для товаров, которые оказались недоступны из-за глобального сбоя поставок, а также ослабление лояльности к привычным брендам и готовность заменять их другими. В частности, речь идет о выборе продукции местных производителей для снижения рисков сбоя в поставках. Следующим потребительским трендом аналитики называют рост обеспокоенности изменением климата. Согласно опросу Euromonitor International, 67 % потребителей стремятся уменьшить свое воздействие на окружающую среду, сокращая объемы мусора и парниковых выбросов в атмосферу. С этим трендом связан еще один — ответственное потребление.

Важной тенденцией аналитики назвали также рост цифровизации старшего поколения — людей в возрасте от 60 лет, которые все активнее осваивают сервисы онлайн-покупок. Другой тренд — «движение к метавселенной»: вовлеченность людей в 3D и виртуальные технологии, рост числа сетевых развлечений и развитие виртуальной социальной среды.

Следующей важной тенденцией аналитики считают повышение финансовой грамотности и контроля за деньгами, а также рост числа инвесторов-любителей благодаря развитию финтех-приложений и доступности информации для принятия решений о вложениях. Еще один тренд, ставший результатом продолжительных локдаунов и стресса на фоне пандемии, — стремление людей к пересмотру своих жизненных ценностей и балансированию работы и личной жизни. С ним так или иначе связан тренд формирования сегмента «сельских горожан»: все больше людей предпочитают удаленную работу и жизнь за городом, но при этом они не хотят терять привычный уровень комфорта, доступные услуги и развитую инфраструктуру. Повышение внимания потребителей к себе, забота о себе, проявившиеся во время пандемии, будут влиять на спрос к персонализированным продуктам и услугам — это еще один тренд 2022 года.

Также большое влияние на потребительский рынок в этом году может оказывать так называемый парадокс социализации. Постепенное ослабление COVID-ограничений люди воспринимают по-разному, и если одни готовы контактировать так же, как в «допандемийной» жизни, то другие по-прежнему стараются соблюдать социальную дистанцию и меры предосторожности. «Традиционным бизнес-моделям брошен вызов, — резюмируют аналитики Euromonitor International. — В сегодняшнем мире сохранение лояльности бренду вовсе не обязательно будет основано на прошлых привычках. Бизнесу необходимо как можно быстрее меняться и приспосабливаться к новым потребительским предпочтениям».

Онлайна будет больше

Все десять трендов, которые выделяет Euromonitor International, неминуемо придут в нашу жизнь, вопрос — в какой степени, считает главный аналитик группы «Черкизово» Рустам Хафизов. Если говорить о Москве и крупных городах, то развитие финансовой грамотности, ответственное потребление и выход старшего поколения в онлайн активно практикуются уже сегодня. «Несомненно, к этому тренду подтянутся и регионы, но пока неясно, насколько скоро», — говорит он.

В том или ином виде абсолютно все представленные в обзоре тренды проявляются в поведении российских покупателей — что-то в большей, что-то в меньшей степени, считает директор департамента продаж агрохолдинга «Эко-культура» Анна Суворова. «В последние годы мы наблюдаем динамичные изменения в привычках и поведении российских покупателей, при этом предпочтения разных категорий потребителей могут очень существенно отличаться», — отмечает она.

Потребительские тенденции, которые принесла России пандемия, внушают оптимизм, оценивает директор по маркетингу «АФГ Националь» Елизавета Богданова. Люди начали больше заботиться о здоровье, разбираться во влиянии на него факторов окружающей среды и потребляемых продуктов питания, стали относиться ответственнее к своему образу жизни, своему времени, любить и уважать себя и свой организм, перечисляет она.

Больше половины из перечисленных трендов так или иначе связаны с развитием интернета, с вовлечением в разнообразные онлайн-активности все большей доли населения. Этот тренд актуален для подавляющего большинства стран, в том числе для России, отмечает руководитель Центра отраслевой экспертизы (ЦОЭ) Россельхозбанка Андрей Дальнов. «Интернет дает возможность учиться, общаться, находясь далеко друг от друга; жить за городом, не теряя офисную работу, и искать новый баланс работы и личной жизни, — комментирует он. — Но, конечно, главное с точки зрения потребительских трендов то, что интернет стремительно развивается как канал продаж, полноценно конкурирующий с ретейлом и индустрией гостеприимства (HoReCa)».

Depositphotos

По оценке ЦОЭ, доля онлайн в торговле продовольствием составляет около 2%, но в ближайшие пять лет может вырасти до 10 %. Таким образом, по значимости он может сравниться с HoReCa, где оборот составляет около 2 трлн руб. Если влияние пандемии на повседневную жизнь в этом году будет ослабевать, то рост интернет-торговли может замедлиться, продолжает Дальнов. «Сложно согласиться с аналитиками Euromonitor International, что это тренд именно 2022-го. Это скорее долгосрочный тренд, который будет приводить ко все бол́ ьшим изменениям на продовольственном рынке», — уточняет он.

Гендиректор группы «Продо» Вадим Долгов считает наиболее актуальным для России тренд признания значимости альтернативных каналов покупки товаров. «В нашей стране идет активное освоение онлайн-пространства как с точки зрения покупок, так и для получения различных услуг. Однако настоящим трендом за последние два года это стало для крупных городов, — говорит он. — В российских мегаполисах уровень онлайн-торговли и услуг вышел на принципиально новый рубеж, и этот процесс будет продолжаться в ближайшие годы».

По словам Долгова, группа «Продо» одной из первых среди производителей птицы и мясопереработчиков в марте-апреле 2020 года начала активно осваивать дистанционную торговлю. «В результате у наших брендов сегодня высокая представленность во всех крупнейших онлайн-магазинах, и продажи этого направления растут усиленными темпами уже почти два года подряд, — доволен он. — Я считаю это направление одним из наиболее перспективных для развития в ближайшее время, поскольку даже полное снятие всех пандемийных ограничений не вернет в офлайн-магазины тех, кто уже оценил плюсы дистанционных покупок».

Пандемия повысила интерес потребителей к фасованной продукции и к альтернативным каналам покупок: онлайн-сервисами пользуется все больше людей, вторит ему Суворова. Покупать уже упакованные продукты удобнее и быстрее, а самое главное — это безопасно. Их лишний раз никто не трогает, не перебирает, на них не оседает пыль: покупатель получает продукт, защищенный от механического и другого воздействия, поясняет она. Поскольку все больше людей в разных городах регулярно пользуются экспресс-доставкой, то востребованность фасованной продукции увеличивается. «В последние два года мы активно расширяем взаимодействие с альтернативными каналами продаж, наши поставки в адрес специализированных сервисов экспресс-доставки и интернет-площадок торговых сетей выросли в несколько раз», — отмечает она.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Не доказано, что работает, доказано, что не работает» «Не доказано, что работает, доказано, что не работает»

Кто такие биохакеры сегодня?

Forbes Life
5 лучших аналогов ChatGPT, которые работают в России 5 лучших аналогов ChatGPT, которые работают в России

Аналоги ChatGPT, которые работают бесплатно и поддерживают русский язык

CHIP
Микросхемам готовят отечественную печать Микросхемам готовят отечественную печать

Ключевой технологией для изготовления микроэлектроники, является фотолитография

Эксперт
Самый советский художник Самый советский художник

Памяти Ильи Кабакова

Weekend
Многообещающие голливудские актрисы 1990-х, о которых все забыли – где они теперь? Многообещающие голливудские актрисы 1990-х, о которых все забыли – где они теперь?

Прошло пару десятков лет, и эти имена почти забыты

VOICE
Ядовитый плющ и нежная 2B — самые горячие летние образы от российских косплеерш Ядовитый плющ и нежная 2B — самые горячие летние образы от российских косплеерш

Готовимся встречать жару в компании прекрасных девушек

Maxim
Прямая речь: Майли Сайрус Прямая речь: Майли Сайрус

Майли Сайрус — о себе и своей карьере

ЖАРА Magazine
Как сутенер и педофил Джеффри Эпштейн пытался себя обелить: новые подробности скандала Как сутенер и педофил Джеффри Эпштейн пытался себя обелить: новые подробности скандала

Какой была реальная власть покойного миллиардера-преступника Джеффри Эпштейна?

Psychologies
Ожерелье городов Ожерелье городов

Зарайск, Серпухов и Дмитров – три старинных самобытных города

Отдых в России
Почему больше не появится новый Майкл Джексон Почему больше не появится новый Майкл Джексон

Виктор Дробыш — о фундаментальных изменениях рынка

Эксперт
Едут, едут по Мукдену наши казаки… Едут, едут по Мукдену наши казаки…

Распространение фотографии сделало портреты эксклюзивными авторскими работами

Дилетант
Правила коррекции Правила коррекции

7 простых способов выглядеть стройнее с помощью одежды

Лиза
Роботы в свитерах научились чувствовать прикосновения Роботы в свитерах научились чувствовать прикосновения

Зачем инженеры связали на автоматическом станке свитеры для роботов?

N+1
Вопрос дня: вы контролируете жизнь своих детей в интернете? Вопрос дня: вы контролируете жизнь своих детей в интернете?

Где допустимая грань в контроле за детьми и их жизнью в интернете?

СНОБ
Правда и мифы о белке: почему он так нужен, но вы, скорее всего, едите его недостаточно Правда и мифы о белке: почему он так нужен, но вы, скорее всего, едите его недостаточно

Зачем нашему организму белок и как понять, достаточно ли его вы потребляете?

Правила жизни
10-летний мальчик после спуска с горки в США остался без головы! Трагичная история 10-летний мальчик после спуска с горки в США остался без головы! Трагичная история

Калеб Шваб буквально лишился головы из-за неудачного спуска с водной горки

TechInsider
Семейные ценности Семейные ценности

Что случилось с наследием Виктора Вазарели?

Robb Report
Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице» Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице»

Наталия Кустинская очень старалась быть образцовой женой

Караван историй
Без потерь Без потерь

О поисках пропавших людей, справедливости и самой себя рассказала Мила Ершова

OK!
Теоретическое знание: почему на рынке не хватает действительно готовых к работе людей Теоретическое знание: почему на рынке не хватает действительно готовых к работе людей

Как дать дорогу молодым специалистам и не во вред бизнесу?

Forbes
5 лучших моделей купальников для женщин 50+: мнение стилистов 5 лучших моделей купальников для женщин 50+: мнение стилистов

Какие купальники будут комфортны и функциональны для женщин 50+?

VOICE
Посмотрите на красивые фото Посмотрите на красивые фото

Каждый год жители и гости США могут наблюдать удивительную картину заката солнца

TechInsider
Движение HeForShe: как мужчины и компании объединяются, чтобы бороться с патриархатом Движение HeForShe: как мужчины и компании объединяются, чтобы бороться с патриархатом

Как появилось и чем занимается движение HeForShe?

Forbes
Вышли из бухты Вышли из бухты

Robb Report изучил новые лодки и выбрал из них самые интересные

Robb Report
Маникюрное табу: не используй этот лак для ногтей, если тебе 50 лет или больше Маникюрное табу: не используй этот лак для ногтей, если тебе 50 лет или больше

Есть лак, который не стоит использовать, если ты разменяла шестой десяток лет

VOICE
Окнами в лес Окнами в лес

Интерьер оформлен так, чтобы поддерживать эффект единения с природой

Идеи Вашего Дома
Бежевый — новый черный: что ждет сменившую имидж Элизабет Холмс в техасской тюрьме Бежевый — новый черный: что ждет сменившую имидж Элизабет Холмс в техасской тюрьме

Что ждет Элизабет Холмс в тюрьме для «белых воротничков»?

Forbes
Город мечты Город мечты

На берегу Каспийского моря Эмин Агаларов строит город своей мечты

OK!
В Тулу со своей семьей В Тулу со своей семьей

Готовый план путешествия на уик-энд в Тулу

Лиза
Книги жалоб Книги жалоб

Ярмо жизни и тень рая в прозе Людмилы Петрушевской

Weekend
Открыть в приложении