Бизнес-кодекс: Андрей Трубников, основатель Natura Siberica
Анфан террибль российского бизнеса Андрей Трубников начал производить косметику в 1999 году, а в 2003 придумал бренд «Рецепты бабушки Агафьи» — и понеслось. Шестнадцать лет спустя его флагман Natura Siberica конкурирует с мировыми брендами, выпускает тысячи наименований органической косметики и продается в собственной розничной сети и у ретейлеров в 67 странах мира. Несколько лет назад владелец французского бренда косметики Yves Rocher Брис Роше приглашал Трубникова к себе в Бретань, чтобы сделать предложение о покупке крупного пакета акций компании. Трубников в гости съездил, но на предложение ответил отказом, а потом взял и открыл Fresh Spa by Natura Siberica в Москве на Тверской — рядом с флагманским магазином Yves Rocher. В ближайших планах предпринимателя — выйти на западный рынок со своими сибирскими спа-салонами и превратить Natura Siberica во всемирно известный бренд. Андрей Трубников рассказал Inc., почему нельзя брать на работу бывших предпринимателей, за что ненавидит маркетинговые агентства и зачем неделями пьет водку.
О водке и плавании по течению
Я всегда был таким, как сейчас. Даже когда работал на таможне в конце 1980-х. Полтора часа в день, пока ездил на работу в Шереметьево и обратно, всё время смотрел на ботинки людей напротив и пытался представить человека, который в эти ботинки влез. Потом поднимал глаза. Часто ошибался. Наверное, тренировался таким образом, чтобы по чемодану угадывать, кто его владелец.
Мне всё равно, что делать, — косметикой заниматься или гвоздями. Или делать предвыборную кампанию кому-то. Мне было бы интересно даже это. Маркетинг есть маркетинг — меняешь способы продвижения товара, и всё.
Надо плыть по течению, куда лодку твою несёт. Если тебе помогает удача, тогда ты выплывешь. Иначе, когда начинаешь плыть и грести, быстрее или медленнее, получается гораздо хуже.
Я много раз пытался грести против течения — это заканчивалось безобразно, неудачами и крахом. Поэтому, если у тебя закончились вдруг силы, надо просто опустить вёсла и плыть.
Я иногда начинаю пить водку. Могу пить две недели, три. Потом наступает просветление.
О деньгах и творчестве
От денег лучше держаться подальше. Многие колдуны и шаманы не берут денег, потому что боятся, что их талант куда-нибудь улетучится. Я видел много дизайнеров, которые начинали заглядываться на деньги — и всё, их талант куда-то пропадал.
Деньги и творчество несовместимы. Как только люди начинают считать деньги, копить, экономить — творчество заканчивается.
The Beatles погубила жадность. Они передрались из-за денег и распались.
Воровство есть везде. Я не думаю, что это только наша беда. У нас просто это как-то бездарно делают, глупо. А за границей люди умные.
Про лягушку
Трубников уже много лет носит на груди кошелёк из гигантской черной лягушки, который ему подарил главный технолог Natura Siberica Александр Стукалин: «Он ездил на какой-то остров на Филиппинах или в Индонезии. На этом острове водятся такие лягушки, и там их продают как сувениры. Больше я таких нигде не видел. Мне ещё вторую оттуда привезли, я её сыну подарил». Внутри лягушки Трубников хранит разные дорогие ему вещи: «Амулетики всякие, нефритового божка — и немножко денежек на удачу». Периодически основатель Natura Siberica мажет лягушку новыми кремами и сыворотками своей компании. Испытания не всегда проходят удачно, и тогда её приходится отдавать на реставрацию, а сам Трубников уже приклеивал на лягушку заплатку из крокодильей кожи.