10 успешных зарубежных художников, которые живут в наше время
Мы уже вспомнили популярных российских художников-современников. Самое время посмотреть на Запад.
1Питер Дойг
Родом из Шотландии, переехал в Канаду
В магическом реализме Питера Дойга в действительную вселенную, которую художник изображает на полотне, врываются мистические элементы. Потустороннее оказывается очень даже по нашу сторону. Одна из особенностей пейзажей Дойга – расположений линий горизонта. Три плана будто бы наслаиваются друг на друга. Например, деревья одновременно позади героев (которые расположились на первом плане) и наверху, над ними. Отсюда другое, новое ощущение пространства. Кроме того, из картины в картину перемещается образ лодки – кажется, это уже стало отличительным символом полотен шотландского художника. Вот будто бы кровавая ладья плывет с пассажирами в белых одеяниях. А тут на все таком же алом каноэ мы видим девушку. Любопытно, что за основу Питер Дойг часто берет фотографии, картины мастеров прошлого, буклеты и другие изображения. Но они проходят настолько грандиозную художественную обработку, что на исходник в итоге становятся мало похожи. Словно мерцающие (что только усиливает ощущение чего-то сверхъестественного), яркие и контрастные полотна Питера Дойга экспонировались в Шотландской Национальной галерее, галерее Tate в Лондоне, парижском Музее современного искусства, Музее искусств Далласа, и этот список можно продолжать долго.
2Джули Мерету
Родом из Эфиопии, живет в США
Абстрактная живопись Мерету напоминает ураган линий вместе со взрывом цвета – и иногда еще геометрических фигур. Кажется, вся суета мира, все стремительные изменения в обществе и в людях, связь пространства и времени – все это нашло отражение на полотнах Джули. За счет графических элементов поверх калейдоскопа красок художница достигает удивительного пространственного эффекта – зритель сам попадает в гущу событий, в центр абстракции. Тем более если учесть, что формат полотен этой художницы огромен. Размер самой большой работы Мерету – 24 на 7 метров. Вдохновение автор черпает из архитектуры и городских пейзажей. В ее абстрактных картинах все же можно разглядеть этот самый город – например, очертания зданий и людей. Напоминает ребус – абстракции Джули действительно можно разгадать (или хотя бы попытаться).
Ее картины продают на аукционах за миллионы долларов. Она создала крупный мурал в вестибюле небоскреба Goldman Sachs (США). А в 2020-м году Джули Мерету вошла в список 100 самых влиятельных людей, по версии американского журнала Time.
3Ибрагим Эль Салахи
Судан
В 1970-е африканский художник-модернист был ложно обвинен в антиправительственной деятельности и без суда отправлен в тюрьму. Сначала он провел несколько месяцев в камере, после – под домашним арестом. В тот период он рисовал – и прятал работы в грязи, чтобы охранники их не заметили. После освобождения Салахи объединил эти картины в серию «Тюремные дневники» – получилась хронология из 37 листов. Среди них есть как изображения, так и тексты – и все эти мрачные работы рассказывают о жизни за решеткой. Впоследствии «Тюремные дневники» купил MoMA (Музей современного искусства в Нью-Йорке).
Одной из самых известных картин суданского живописца стали «Деревья». Это яркие цветные полосы – собственно, деревья – поверх и позади белых пятен (что понимать под ними – личное дело каждого зрителя). В остальном же на полотнах преобладают приглушенные коричневые, серые, зеленые и синие оттенки, причудливые фигуры, искаженные изображения людей и необычные, как будто даже магические символы.
Работы Ибрагима Эль Салахи экспонировались в галереи Tate Modern в Лондоне, в галерее Sharjah Art Foundation в Шардже (ОАЭ), в музее Ashmolean в Оксфорде.
4Брайс Марден
США
Творчество этого американского художника можно отнести к минимализму. На раннем этапе он писал цветные геометричные блоки. Причем мог сочетать на одном полотне разные художественные материалы – например, два вида красок. Позже его узнаваемым сюжетом стали извилистые разноцветные линии на монохромном фоне приглушенного оттенка. Большое значение имеет то, как Брайс сочетает цвета – а делать он это умеет. «Чистых» красок тут не найти – сплошные оттенки и полутона. За счет этого картины не выглядят однообразно – каждая вызывает особенные ощущения у зрителя. Все-таки цвет – это практически отдельный визуальный язык, которым американский минималист владеет свободно. А переплетающиеся и запутанные линии (начала и конца которых мы, кстати, не видим, они словно единое целое) выступают как абстрактный элемент. Он позволяет зрителю вложить свой собственный смысл, разглядеть что-то свое или попробовать разгадать, что видит на картине