Есть ли у журналистики будущее? Настанет ли гендерное равенство в бизнесе?

ForbesБизнес

Светлана Миронюк — Forbes: «Из медиа уходит влияние, как воздух из воздушного шарика»

Дарья Жук

Светлана Миронюк ( Фото: Станислава Красильникова / ТАСС )

Почему в России женщины уже давно руководят крупнейшими СМИ, а на Западе такие назначения до сих пор событие? Есть ли у журналистики будущее? Могут ли квоты помочь добиться гендерного равенства в бизнесе? И как вышло, что женщины иногда сами строят себе «стеклянные потолки»? Мы обсудили эти вопросы с экс-главредом «РИА Новости» и проректором школы «Сколково» Светланой Миронюк

Для спецпроекта «Незапрещенная профессия» мы поговорили с российскими женщинами-медиаменеджерами, занимающими или занимавшими влиятельные посты в последние 20 лет. В новом выпуске бывший главный редактор «РИА Новости», а ныне профессор бизнес-практики и проректор бизнес-школы «Сколково» Светлана Миронюк рассказывает о будущем СМИ, внутреннем «стеклянном потолке» и о том, как медиарынок на Западе оказался более консервативным, чем в России.

— За последний год сразу несколько женщин были назначены главными редакторами крупных зарубежных изданий — Financial Times, Washington Post и других. Как вы думаете, с чем связана эта тенденция? Она говорит о том, что выросли кадры в связи с наступивших в прошлом гендерным равноправием в профессии или есть другая причина?

— Окинув взором последние 30 лет медиа Запада, я вспомнила двух женщин, лично мне известных, — Арианну Хаффингтон из Huffington Post, которая скорее учредитель, чем главный редактор, и Христю Фриланд. Фриланд была очень известна в России в 1990-х: она работала корреспондентом Financial Times, а позже возглавила московское бюро издания. Вернувшись в Канаду, она стала заместителем главного редактора крупнейшей в стране газеты Globe And Mail, а сейчас Христя целый министр финансов Канады. Анна Мур, кстати, возглавляла Time с начала 2000-х. Эти примеры не позволяют нам сказать, что есть какая-то глобальная закономерность, по которой женщины на Западе не становятся главными редакторами. Думаю, мы такую закономерность не найдем, даже если будем искать. Медиаиндустрия, как ни странно, довольно консервативна. Она возникла не вчера, как гейминг или аналитика больших данных. Больше сотни лет она живет по своим накатанным индустриальным сценариям, и в них раньше — и это ожидаемо — доминировали мужчины. В медиа сложилась традиционная для многих гуманитарных или социальных отраслей пирамида — чем ниже уровень принятия решений и ответственности, тем больше на нем женщин. Чем выше уровнем мы поднимаемся, тем меньше женщин встречаем. Например, в высшем образовании много женщин-преподавателей, профессоров меньше, ректоров — единицы. И в России, и за ее пределами вы увидите примерно одинаковую картину. Чем традиционнее индустрия, тем привычнее сценарии продвижения в ней: на верхние этажи компаний и организаций забираются преимущественно мужчины. Почему вдруг сейчас начали назначать женщин? Моя версия — медиаиндустрия как отдельная отрасль разрушается, сжимается, ее уже лет 15 корежит цифровая трансформация. Неизвестно, в каком виде она сохранится в дальнейшем — самостоятельно или внутри мега-экосистем, как контентная часть их комплексного предложения клиентам. В условиях такой цифровой турбулентности начинают быстрее работать социальные лифты: акционерам нужны новые решения, компетенции и новая энергетика, чтобы соответствовать вызовам меняющейся среды. В эти лифты впрыгивают социально активные люди. Женщины сами стали более активными в карьерных запросах в последние 10 лет. Появление женщин на постах крупнейших западных медиа-аутлетов говорит о том, что отраслевая турбулентность очень высокая, традиционные сценарии больше не работают. Необходимы серьезные изменения, а это высокие риски, и женщины с ними, по некоторым исследованиям на фондовых рынках, лучше справляются.

— В России эти изменения произошли раньше?

 

— Если мы взглянем на историю российских медиа с начала 2000-х, у нас заметных женщин в роли главных редакторов заметно больше: и Елизавета Осетинская, и Маргарита Симоньян, и Юлия Быстрицкая, и Галина Тимченко, и Татьяна Лысова и много много других. Это все примеры того, что в России социальные лифты в медиаиндустрии ездят быстрее, гендерных ограничений меньше, а сами женщины готовы принимать лидерские вызовы и брать на себя ответственность. Но в 1990-х, когда Российская Федерация только появилась после распада СССР, я не помню ни одной знаковой женщины на посту главного редактора. Я помню тогдашних великих медиамужчин — Добродеева, Лысенко, Листьева, Голембиовского — их тогда знали, читали, смотрели абсолютно все. Сама роль главного редактора была знаковой — это были лидеры мнений и ориентиры в профессии. Многие потом сошли с медийного трека, другие потерялись, третьи, наоборот, вышли из-за кулис. В неформальном клубе главных редакторов начала 2000-х мы с Иреной Стефановной Лесневской, владелицей Рен-ТВ, по-моему, из женщин были одни. На вторых и третьих ролях в редакциях были известные в медиасреде женщины, они «держали» целые редакции, но их никогда не было на первых лидерских ролях. Впрочем, не поручусь за точность, любые воспоминания — это реплика персональных когнитивных искажений. Структурные изменения в российских медиа начались как раз в начале 2000-х. Они были связаны и с появлением интернета, и с началом экономического роста в стране. И эта страновая и отраслевая турбулентность начала выносить активных, профессиональных и уверенных в себе женщин наверх. В российских СМИ 2005–2015 годы были настоящим десятилетием успеха и профессионального признания женщин. Поэтому нас удивляет, что женщины массово возглавляют западные медиа только сейчас, ведь мы привыкли уже видеть женщин на аналогичных позициях в России.

— Связаны ли начавшиеся на Западе перемены с трендом на diversity? Получается, в один год женщины возглавили целый ряд крупнейших мировых изданий, которыми на протяжении более ста лет руководили мужчины.

— Когда Хилари Клинтон баллотировалась в президенты Соединенных Штатов, нам тоже было непривычно, что в стране с декларируемыми демократическими ценностями первая женщина-кандидат в президенты появилась лишь в 2016 году. Чем традиционней культура, тем чаще повторяются привычные карьерные траектории. Я не думаю, что женщины сейчас стали главными редакторами потому, что акционеры или консультанты решили: «А давайте выберем женщину». Действительно, тема diversity сейчас в фокусе, — благодаря крупным инвестиционным банкам и фондам, которые (примерно те же 10 лет назад) сформулировали правила: в советах директоров должны быть представлены люди разной ориентации и разного гендера. Почему? Ничего романтического: есть множество независимых исследований, доказывающих, что разнородный состав советов директоров коррелирует с большей устойчивостью и лучшими финансовыми результатами компаний при меньшей рискованности инвестиций. Компании ограничивают в возможности торговаться на биржах, если у них не соблюдены эти правила. Такое решение регуляторов вызвало много критики, но для того, чтобы продавить гендерную пробку и приучить к новой норме, мне видится это эффективной временной мерой. Отвечая на ваш вопрос про женщин в крупнейших мировых медиа: несомненно, тренд на diversity сработал как триггер, но я не думаю, что эти кандидатки были выбраны только потому, что они женщины. Они были выбраны потому, что они профессионалы и могут эффективно управлять в это неспокойное турбулентное время, и при этом они еще и женщины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«День, когда я прикоснулась к незнакомцу» «День, когда я прикоснулась к незнакомцу»

Наша читательница делится своим необычным интимным опытом.

Psychologies
Фотосессия vs реальность: как на самом деле выглядят звезды вблизи — сравниваем Фотосессия vs реальность: как на самом деле выглядят звезды вблизи — сравниваем

Как сильно отличаются звезды на профессиональных снимках и фото в реальной жизни

VOICE
Гипотезы потребления Гипотезы потребления

Венчурный фонд, запущенный основателем «Вкусвилла», должен сделать мир лучше

Forbes
5 признаков того, что вы все еще страдаете от детской травмы 5 признаков того, что вы все еще страдаете от детской травмы

Нанесенная в детстве травма неизбежно оставляет следы

Psychologies
Важная книга: «Кажется Эстер» Кати Петровской Важная книга: «Кажется Эстер» Кати Петровской

Автофикшн-роман, в котором Катя Петровская восстанавливает историю своей семьи

Полка
«Неважно, если кто-то из них умрет»: как талибы искореняют наркобизнес в Афганистане «Неважно, если кто-то из них умрет»: как талибы искореняют наркобизнес в Афганистане

Как Талибан взялся за наркоторговцев

Maxim
Важная книга: «Деревянные глаза» Карло Гинзбурга Важная книга: «Деревянные глаза» Карло Гинзбурга

«Деревянные глаза» Карло Гинзбурга — общие сюжеты в диалогах Платона и Библии

Полка
Не только любовница: что такое финансовая измена и как она убивает отношения Не только любовница: что такое финансовая измена и как она убивает отношения

Ложь о том, как люди тратят деньги, может привести к проблемам в паре

Cosmopolitan
Эльбрус — дешево. Почему туристы гибнут при восхождениях в горы Эльбрус — дешево. Почему туристы гибнут при восхождениях в горы

Почему число трагедий в горах не уменьшается?

СНОБ
Умная стрижка: прическа, которая идет всем и не требует укладки Умная стрижка: прическа, которая идет всем и не требует укладки

«Умная» стрижка. Рассказываем, что это такое

Cosmopolitan
Кто на свете всех умнее Кто на свете всех умнее

Каким может быть современный умный дом?

Tatler
Путешествие на край детства Путешествие на край детства

Ксения Рождественская о «Маленькой маме» Селин Сьямма

Weekend
Польские археологи раскопали на вилле центуриона древнеримскую посуду Польские археологи раскопали на вилле центуриона древнеримскую посуду

Археологи обнаружили набор качественной глиняной посуды в доме центуриона

N+1
Непоследняя девушка: как новые слешеры переосмысляют классический образ жертвы Непоследняя девушка: как новые слешеры переосмысляют классический образ жертвы

Как теперь сценаристы обращаются с выжившими персонажами хорроров

Esquire
Астероиды для «Люси»: зачем NASA запустило зонд в прошлое Солнечной системы Астероиды для «Люси»: зачем NASA запустило зонд в прошлое Солнечной системы

С помощью «Люси» ученые надеются выяснить, как образовалась Земля

Forbes
20 самых опасных мужских профессий 20 самых опасных мужских профессий

Никогда не задумывался, почему девушек тянет к пожарным или бандитам?

Maxim
Джентльмены предпочитают леди: как Мэрилин Монро чуть не стала княгиней Монако Джентльмены предпочитают леди: как Мэрилин Монро чуть не стала княгиней Монако

Спутницей жизни Ренье III могла стать не кто иная, как Мэрилин Монро

Cosmopolitan
Без замены переменных. Секс + дружба = ? Без замены переменных. Секс + дружба = ?

Как уживаются секс и дружба и есть ли в этой паре место любви

СНОБ
Ошибка 0xc0000005 при запуске игры или приложения: как ее исправить Ошибка 0xc0000005 при запуске игры или приложения: как ее исправить

Ошибка 0xc0000005: почему она возникает и как её исправить?

CHIP
Удаленный коллектив Удаленный коллектив

Что мы приобретаем и что теряем, работая исключительно за компьютером?

Psychologies
История одной песни: Flash in the Night — Secret Service, 1981 История одной песни: Flash in the Night — Secret Service, 1981

История великого космического хита от шведских мальчиков

Maxim
Trashion, или Бросовая мода Trashion, или Бросовая мода

Как объединить фэшн-индустрию и переработку отходов

РБК
Археологи нашли погребение алеманнского всадника с вооружением и гребнем из слоновой кости Археологи нашли погребение алеманнского всадника с вооружением и гребнем из слоновой кости

Археологи обнаружили в Баварии два погребения алеманнов VI века нашей эры

N+1
Как запустить стартап без денег (пошаговая инструкция) Как запустить стартап без денег (пошаговая инструкция)

Можно ли построить полноценный бизнес без денег?

Inc.
Лесные дали Лесные дали

Лучший шеф-повар России снимает шляпу перед грибами

Tatler
«Домашнее насилие и я: история Мии». Мия Бордман сняла фильм о бытовой тирании «Домашнее насилие и я: история Мии». Мия Бордман сняла фильм о бытовой тирании

Звезда телешоу «Teen Mom UK» сняла документальный фильм о домашнем насилии

Cosmopolitan
Курение: исследования, которые подтолкнут вас бросить эту привычку Курение: исследования, которые подтолкнут вас бросить эту привычку

Как сигареты вредят здоровью, почему вызывают зависимость?

Reminder
61 год громкой истории про то, как Хрущев стучал ботинком по столу в ООН 61 год громкой истории про то, как Хрущев стучал ботинком по столу в ООН

История о Хрущеве с ботнком

Maxim
Амур и его команда Амур и его команда

Ты готова уважать всё, чем дорожит твой мужчина. Например, его друзей…

Cosmopolitan
Не хочу идти на работу Не хочу идти на работу

«Не хочу идти на работу». Что с этим делать и как победить апатию

Лиза
Открыть в приложении