Культура | Фестиваль
Венеция не сдается
30 августа стартует 74-й Венецианский кинофестиваль. Возвращение человека-амфибии, эксперименты с телом и виртуальностью — старейший фестиваль не желает уступать конкурентам, даже несмотря на сократившийся бюджет
«Я доволен: всего два-три фильма, которые мы хотели бы видеть в Венеции, ушли к конкурентам. Это означает, что я доволен на 97 процентов»,— заявил директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера, подводя итоги фестивальной программы нынешнего года. Понять его радость можно. Мероприятие, которое находится под эгидой старейшего фонда «Ла Биеннале», организовывающего еще с 1895 года (!) престижные смотры изобразительного искусства, архитектуры, театра и музыки, до сих пор не может похвастаться большим бюджетом. Когда средства на проведение мероприятий ограничены, а конкуренция растет (например, параллельно с Венецианским кинофестивалем проходит другой — в Торонто), чем привлечь знаменитостей на Лидо? Приходится считаться и с тем фактом, что организаторы Венецианского фестиваля в этом году располагают всего 12 млн евро, по сравнению, например, с 22 млн, которые расходует Каннский кинофестиваль. В этом году в Каннском — довольно сильном — преобладали франкоязычные фильмы. В Венецию на этот раз съедутся англоговорящие создатели картин и представители Голливуда.
Альберто Барбера трудился не покладая рук — в этом году многие крупные киностудии начали с опаской относиться к кинофестивалям: слишком критична и громогласна фестивальная пресса, которая разглашает «тайны» фильмов еще до их выхода на широкие экраны и публикует интервью со знаменитостями задолго до релизов. Но ведь и здесь имеется логика: если студия уверена в качестве своих картин, ей нечего опасаться.
В этом году, например, кинокомпания 20th Century Fox не побоялась предоставить на венецианский конкурс сразу две свои картины — «Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдона и «Форма воды» Гильермо дель Торо. Последнюю картину Барбера назвал «лучшим фильмом последнего десятилетия», а также важнейшим произведением режиссера дель Торо, своеобразным возвращением к стилю его «оскароносного» «Лабиринта Фавна». Пока не ясно, вдохновила ли Гильермо дель Торо на создание его фильма культовая российская картина «Человек-амфибия» с Анастасией Вертинской и Владимиром Кореневым в главных ролях. Однако в своей новой работе, действие которой происходит в 1960-е годы, в период холодной войны, дель Торо предлагает свою версию всем известной истории. Неговорящая девушка (Салли Хокинс) работает уборщицей в американской научной лаборатории, где обнаруживает отловленного учеными человека-амфибию (Даг Джонс). Она влюбляется в него и помогает ему бежать. В фильме также снялись Майкл Шеннон, Октавия Спенсер и Ричард Дженкинс. Вторая картина студии «Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури» снята бывшим театральным режиссером. Макдона известен